- Главная
- Статьи
- Трудовая инспекция
- Как подать жалобу в трудовую инспекцию
Как подать жалобу в трудовую инспекцию
Размолвки с руководством вовсе не редкость, особенно в эпоху очередного кризиса. Следствием любого конфликта, даже самого незначительного, может стать увольнение. Уволить без объяснения, уменьшить зарплату, лишить социальных выплат – все это работодатель может и при попытке оптимизировать свои расходы. Это является нарушением законных прав работников. Как защитить свои права? Как выйти из такой незапланированной ситуации? Прежде чем обращаться в прокуратуру, можно обратиться в трудовую инспекцию. Ее обязанность – контроль за соблюдением законов о труде.
Трудовой Кодекс в ст. 353 определяет Федеральную службу по труду и занятости ответственной за контролем соблюдения нанимателем трудового законодательства. Обратиться в Федеральную инспекцию труда или ее территориальные органы можно, отправив письмо почтой или на сайте ведомства, то есть в электронном варианте, а также подать заявление лично.
При подаче жалоб в трудовую инспекцию оплачивать какие-либо виды платежей, в том числе гос.пошлину, не нужно. Также специалиста, который будет заниматься проверкой, можно попросить не афишировать данные заявителя. Тогда сотрудник инспекции вынужден держать имя лица, подавшего жалобу, в тайне.
Как правильно оформить жалобу в Инспекцию по труду
Шаблон жалобы можно встретить в интернете, либо воспользоваться тем, который есть в территориальном подразделении инспекции. На законодательном уровне установлено, какие данные в ней должны быть однозначно:
- наименование отделения инспекции, которой направлено прошение;
- ФИО руководителя инспекции (можно указать только должность);
- ФИО обращающегося, его адрес проживания, дата рождения, паспортная информация;
- полное название организации-нанимателя, место нахождения, данные руководителя;
- описание событий, что указывают на несоблюдение прав или возможное нарушение;
- документальное подтверждение несоблюдения трудовых прав – при наличии;
- подпись и дата.
Анонимные обращения к рассмотрению не подлежат. Контактные данные заявителя необходимы, чтобы с ним при необходимости можно было связаться и направить ответ на обращение.
Если жалоба подается лично, то сотрудник трудовой инспекции на втором экземпляре заявления обязан поставить отметку о принятии документов. Закон «О рассмотрении жалоб граждан» определяет срок для рассмотрения заявления в 30 дней с даты регистрации. Если случай очень сложный и требует дополнительных процедур, то трудовая инспекция вправе продлить срок рассмотрения обращения еще на 30 дней. Об этом заявителю сообщат дополнительно.
Последствие рассмотрения жалобы – государственная проверка
Если при проверке жалобы и приложенных к ней документов инспектор устанавливает нарушение норм ТК, то начинается внеплановая проверка. В результате ее в любом случае составляется акт.
По окончании проверки инспектор направляет заявителю ответное письмо. Там в обязательном порядке будут указаны:
- предпринятые действия уполномоченного инспектора;
- факты несоблюдения прав заявителя, которые были выявлены во время расследования;
- условия, которые поставлены нанимателю для исправления нарушений.
Для работодателя проверка инспекцией труда может закончиться:
- получением распоряжения с требованием устранения нарушения;
- привлечением к административной ответственности;
- приостановлением деятельности предприятия или некоторых его структур;
- отстранением персонала от работы;
- направлением в соответствующие органы отчетов дела открытия уголовного делопроизводства.
Заявитель может обратиться к руководителю уполномоченного инспектора, если результат рассмотрения жалобы его не удовлетворяет. Административный регламент трудовой инспекции позволяет такие действия.
Чтобы подстраховать себя, можно копию жалобы отнести в прокуратуру. Сегодня в трудовую инспекцию поступает большое количество заявлений к рассмотрению. Случаев их игнорирования тоже немало. Прокуратура же обязана контролировать обращения граждан к государственным органам.
Если обращение к руководителю трудовой инспекции также не дало результатов, тогда смело можно обращаться в прокуратуру или суд. Тем более, если копия жалобы уже была отнесена туда заранее. Судебные органы власти в трудовых спорах практически всегда встают на сторону имущественных прав граждан. Действия прокуратуры направлены на выявление нарушения закона и применение санкций к виновным лицам.