Как подать жалобу в трудовую инспекцию

Размолвки с руководством вовсе не редкость, особенно в эпоху очередного кризиса. Следствием любого конфликта, даже самого незначительного, может стать увольнение. Уволить без объяснения, уменьшить зарплату, лишить социальных выплат – все это работодатель может и при попытке оптимизировать свои расходы. Это является нарушением законных прав работников. Как защитить свои права? Как выйти из такой незапланированной ситуации? Прежде чем обращаться в прокуратуру, можно обратиться в трудовую инспекцию. Ее обязанность – контроль за соблюдением законов о труде.

Трудовой Кодекс в ст. 353 определяет Федеральную службу по труду и занятости ответственной за контролем соблюдения нанимателем трудового законодательства. Обратиться в Федеральную инспекцию труда или ее территориальные органы можно, отправив письмо почтой или на сайте ведомства, то есть в электронном варианте, а также подать заявление лично.

При подаче жалоб в трудовую инспекцию оплачивать какие-либо виды платежей, в том числе гос.пошлину, не нужно. Также специалиста, который будет заниматься проверкой, можно попросить не афишировать данные заявителя. Тогда сотрудник инспекции вынужден держать имя лица, подавшего жалобу, в тайне.

Как правильно оформить жалобу в Инспекцию по труду

Шаблон жалобы можно встретить в интернете, либо воспользоваться тем, который есть в территориальном подразделении инспекции. На законодательном уровне установлено, какие данные в ней должны быть однозначно:

  •  наименование отделения инспекции, которой направлено прошение;
  •  ФИО руководителя инспекции (можно указать только должность);
  •  ФИО обращающегося, его адрес проживания, дата рождения, паспортная информация;
  • полное название организации-нанимателя, место нахождения, данные руководителя;
  • описание событий, что указывают на несоблюдение прав или возможное нарушение;
  •  документальное подтверждение несоблюдения трудовых прав – при наличии;
  • подпись и дата.

Анонимные обращения к рассмотрению не подлежат. Контактные данные заявителя необходимы, чтобы с ним при необходимости можно было связаться и направить ответ на обращение.

Если жалоба подается лично, то сотрудник трудовой инспекции на втором экземпляре заявления обязан поставить отметку о принятии документов. Закон «О рассмотрении жалоб граждан» определяет срок для рассмотрения заявления в 30 дней с даты регистрации. Если случай очень сложный и требует дополнительных процедур, то трудовая инспекция вправе продлить срок рассмотрения обращения еще на 30 дней. Об этом заявителю сообщат дополнительно.

Последствие рассмотрения жалобы – государственная проверка

Если при проверке жалобы и приложенных к ней документов инспектор устанавливает нарушение норм ТК, то начинается внеплановая проверка. В результате ее в любом случае составляется акт.

По окончании проверки инспектор направляет заявителю ответное письмо. Там в обязательном порядке будут указаны:

  • предпринятые действия уполномоченного инспектора;
  •  факты несоблюдения прав заявителя, которые были выявлены во время расследования;
  •  условия, которые поставлены нанимателю для исправления нарушений.

Для работодателя проверка инспекцией труда может закончиться:

  • получением распоряжения с требованием устранения нарушения;
  • привлечением к административной ответственности;
  • приостановлением деятельности предприятия или некоторых его структур;
  • отстранением персонала от работы;
  • направлением в соответствующие органы отчетов дела открытия уголовного делопроизводства.

Заявитель может обратиться к руководителю уполномоченного инспектора, если результат рассмотрения жалобы его не удовлетворяет. Административный регламент трудовой инспекции позволяет такие действия.

Чтобы подстраховать себя, можно копию жалобы отнести в прокуратуру. Сегодня в трудовую инспекцию поступает большое количество заявлений к рассмотрению. Случаев их игнорирования тоже немало. Прокуратура же обязана контролировать обращения граждан к государственным органам.

Если обращение к руководителю трудовой инспекции также не дало результатов, тогда смело можно обращаться в прокуратуру или суд. Тем более, если копия жалобы уже была отнесена туда заранее. Судебные органы власти в трудовых спорах практически всегда встают на сторону имущественных прав граждан. Действия прокуратуры направлены на выявление нарушения закона и применение санкций к виновным лицам.

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!