Куда обратиться при незаконном увольнении

Данная статья призвана помочь тем людям, которые нуждаются в помощи по причине незаконного увольнения, и кто не знает о том, какой орган власти сможет защитить права работника. В материале будут указаны госорганы, отличающиеся высокой эффективностью в разрешении вопросов незаконного увольнения, а также те органы, которые не в силах предоставить требуемую помощь.

К основным государственным органам, в чьи полномочия входит предоставление помощи, необходимой при незаконном увольнении, относятся:

  • инспекция труда, функционирующая на государственном уровне;
  • прокуратура;
  • органы правосудия.

На законодательном уровне каждый из этих органов наделен отдельными полномочиями, способствующими разрешению вопросов о законности увольнения.

На какую помощь от инспекции труда федерального уровня можно рассчитывать при наличии в увольнении признаков отсутствия законности

Положения ТК РФ определили процедуру функционирования инспекции труда, выступающей в качестве специализированного государственного органа, созданного с целью осуществления надзора за процессом соблюдения законодательных норм в области трудового права, а также актов локального уровня, определяющих правоотношения данного типа.

К полномочиям инспекций отнесены функции по проведению проверок. Такие проверки проводятся инспекторами. Функции инспекторов разделены в зависимости от предмета проводимых проверок. Первые осуществляют проверку правового направления, вторые оценивают уровень безопасности, который определен правилами. Незаконное увольнение необходимо относить к разряду правовых вопросов, именно поэтому проверка по такому случаю будет поручена первой группе инспекторов.

Факт назначения проверки обосновывается наличием заявления, поступающего от работника, считающего свое увольнение незаконным. Результатом проведенных инспектором проверочных мероприятий, становится применение к работодателю мер, которые определены ст. 357 ТК РФ. К таковым относятся:

  • направление на имя работодателя предписания, которое является обязательным для исполнения. Такое предписание может содержать требования, касающиеся устранения законодательных нарушений, а также восстановления тех прав работника, которые были нарушены;
  • привлечение работодателя к определенным видам ответственности. Такая процедура характеризуется составлением протокола, фиксирующего административное правонарушение. Назначение наказания осуществляется по факту рассмотрения дела о правонарушении административного характера.

Исходя из правовых положений и функционального предназначения государственного инспектора, можно сделать вывод о том, что выдача предписаний с требованием о восстановлении уволенного работника, относится к полномочиям данного органа. Обоснованием такой возможности являются положения, изложенные в ст.ст. 234, 373 ТК РФ.

Положения ст. 234 ТК РФ  указывают на обязательность осуществления возмещения материального ущерба тем работникам, незаконное увольнение которых, стало причиной их невозможности трудиться. Возникновение обязанности у работодателя происходит в случае несвоевременного исполнения или отказа в исполнении решений государственных инспекторов, вынесенных в отношении предприятий с требованием о восстановлении конкретных лиц на занимаемых ими прежде должностях. Положения ст. 373 ТК РФ определяют порядок, связанный с учетом мнения выборных органов профсоюза в случае увольнения трудоустроенного, при наличии инициативы, исходящей от работодателя.

Жалоба работника подлежит рассмотрению со стороны федеральной инспекции не позднее, чем в течение 10 дней. Отсчет временного отрезка осуществляется с того момента, когда жалоба фактически получена. При наличии законодательных обоснований со стороны государственного органа выносится обязательное к исполнению предписание, основным требованием которого выступает восстановление уволенного работника на прежнем рабочем месте. Кроме того, инспектор обязывает работодателя осуществить выплату средств, возмещающих вынужденный прогул работника.

Как показывает практика, возлагать особые надежды на федеральную инспекцию не стоит. Именно поэтому не нужно приостанавливать деятельность по подготовке и предъявлению иска с требованием о восстановлении уволенного на прежнем рабочем месте. Нельзя не обращать должного внимания на тот факт, что основное предназначение инспекции заключается в проверке самой процедуры увольнения. Таким образом, деятельность инспектора нацелена на оценку законности решения работодателя и проверку порядка его исполнения. Это означает, что со стороны инспектора не будут изучены дополнительные обстоятельства, обосновывающие поведение работника, подтверждающие законность его деятельности и пр.

Выданное инспектором предписание может быть оспорено в судебной инстанции, для чего заинтересованному лицу предоставляется 3-месячный срок. Отмена такого предписания судом может быть обоснована как самой необоснованностью документа, так и нарушениями, касающимися самой процедуры проведения проверки. По требованию работодателя суд может приостановить действие предписания, что будет являться обеспечительной мерой.

Положениями ТК определены исключительные сроки, которые должны быть соблюдены при обращении лиц в суд по делам, связанным с трудовыми правоотношениями. Так, споры об увольнении должны направляться работниками в суд в течение месяца с той даты, когда копия увольнительного приказа или трудовая книжка были выданы уволенному лицу. Восстановление такого срока процессуально возможно, но лишние риски в таких делах не уместны.

Участие прокуратуры в делах о незаконном увольнении

Полномочия прокуратуры являются довольно широкими. Этот доступный любому гражданину орган имеет возможность осуществлять проверку деятельности большинства субъектов по самым различным законодательным отраслям. Отбросив формальности, можно сделать вывод о том, что полномочия, которыми наделена прокуратура, немногим отличаются от тех, которые предоставлены федеральной инспекции. К деятельности прокуратуры по вопросам незаконного увольнения относится проведение проверок с последующим привлечением виновных к мерам административного наказания. Со стороны прокуратуры могут выноситься представления, обязывающие устранить законодательные нарушения. Говорить о том, что прокуратура имеет право требовать от работодателя восстановления на работе уволенного работника, нельзя. Со стороны прокуратуры в адрес нерадивого работодателя может быть направлен протест, подразумевающий необходимость отмены незаконного увольнительного приказа. Обращение в прокуратуру может быть действенным. Многие работодатели опасаются прокурорских проверок, в связи с чем стремятся исполнять изложенные этим органом требования.

Права судов при разрешении вопросов по законности увольнений

Обращение в суд является единственным способом защиты тех незаконно уволенных работников, которые имеют желание самостоятельно и быстро разрешить вопрос о собственном восстановлении на работе. Судебная инстанция является единственным органом государства, окончательно разрешающим трудовые споры. Процессуальное решение является документом, обязательным для исполнения со стороны работодателя. Принудить к исполнению судебного решения смогут судебные приставы.

К полномочиям суда относится вынесение решения, определяющего обязательность восстановления работника на работе, необходимость внесения изменений в формулировку причин увольнения, размер и порядок выплаты денежной компенсации, обоснованной незаконным лишением возможности работать, а также компенсации моральных страданий уволенного. Уволенные работники освобождены от обязанности по уплате госпошлины в случае оспаривания законности проведенного работодателем увольнения.

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!