Приказ о премировании сотрудников

Несмотря на то, что премирование сотрудников целиком и полностью зависит от желания и инициативы работодателя, данный аспект все равно должен быть закреплен документально. Только в случае грамотного оформления всей процедуры руководитель получит законное право не включать премиальные выплаты в общую налоговую базу.

Порядок премирования обязательно должен быть разработан в каждой организации. Это может быть как полностью отдельный документ, так и определенный пункт в коллективном договоре, различных положениях и т.д.

Основные виды премиальных выплат

Назначаемые работодателем выплаты могут быть социальными либо стимулирующими. Их характер, условия установления, а также иные особенности обязательно должны быть закреплены документально.

Как вытекает из их названия, стимулирующие выплаты призваны мотивировать сотрудника на последующее достижение еще более высоких результатов и на максимально серьезное отношение к собственной работе. Такой вид выплат может быть назначен, например, за превышение установленных показателей в выпуске продукции, перевыполнение плана, досрочное выполнение ранее поставленных руководителем задач и т.д. Сюда также можно отнести и улучшение качества производимого товара без дополнительных затрат.

Социальные выплаты могут вообще не иметь отношения к профессиональной деятельности сотрудника. Наоборот, они могут быть связаны с его личной жизнью. Социальная премия, как правило, назначается по случаю дня рождения либо юбилея сотрудника. Нередко работодатели данным образом предпочитают благодарить своих сотрудников за достижение определенного стажа работы в компании и т.д. В большинстве случаев, социальные премии являются разовыми, у них нет четкого расписания выплат.

Назначение абсолютно любой премии, вне зависимости от ее конкретного вида, должно начинаться с составления соответствующего приказа. Издать его может руководитель компании, либо иное ответственное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Именно приказ будет являться главным основанием для получения сотрудником премии в определенном размере. Этот документ обязательно должен содержать все необходимые сведения, включая:

  1. Основание назначения премии. Как правило, здесь кратко указывают непосредственную причину, по которой работодатель решил премировать сотрудника – достижение определенных показателей производительности, превышение плана, согласие на сверхурочные работы, выполнение дополнительных задач, которые не являются прямой обязанностью работника и т.д.
  2. В том случае, если в отношении определенного работника назначается премия социального характера, в приказе также указывают имеющееся основание, например, достижение определенного возраста, юбилей организации, свадьба сотрудника, или рождение у него ребенка и т.д. Помимо этого, основанием также может являться и какой-либо государственный праздник – Новый год, Международный женский день и т.д.

Иные сведения и особенности составления приказа о премировании

Во время составления и оформления приказа о премировании работников, не следует забывать о следующих важных нюансах:

  1. Документ составляется по установленной форме Т-11, на фирменном бланке организации. Установление премии можно осуществлять как индивидуально, так и в отношении сразу нескольких человек. В последнем случае форма приказа (Т-11а) будет немного отличаться.
  2. В приказ обязательно вносится точная дата составления документа, а также его порядковый номер, в соответствии с внутренними правилами делопроизводства, действующими в компании.
  3. Далее в документ вносится вся необходимая информация о самом работнике, в отношении которого назначается премия. Указывается его ФИО, должность, структурное подразделение, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность и т.д.
  4. Далее идет непосредственное основание, по которому премируется сотрудник. Его необходимо указать кратко, например, « в связи с юбилеем» и т.д. Чуть ниже указывается и само предназначение выплаты – «премия».
  5. Следующим этапом станет указание документального основания для премирования работника. Таким документом может являться ходатайство руководителя, подтверждение перевыполнения плана и т.д.
  6. Заключительным шагом станет подписание документа руководителем либо иным уполномоченным лицом. Обязательно не следует забывать о и печати организации, которая также должна быть проставлена на документе.

После полного заполнения документа, с ним следует ознакомить самого сотрудника, в отношении которого устанавливается премия. Факт ознакомления должен быть подтвержден его личной подписью, которую он также должен поставить на приказе.

Если документ составлялся сразу на нескольких работников – все они должны быть надлежащим образом ознакомлены с его положениями под роспись.

Действующая универсальная форма приказа может и не применяться. Документ может быть создан в произвольном порядке – закон этого не запрещает. Единственным условием является обязательное наличие всех требуемых сведений – иначе приказ может быть признан недействительным.

Иные особенности формирования документа, а также последующего ознакомления сотрудников с его положениями

Как правило, необходимость составления приказа о премировании появляется в тот момент, когда руководитель узнал о достижениях работника, либо несколько позже.

Иногда инициатором премирования выступает не начальник организации, а непосредственный руководитель сотрудника, например, начальник структурного подразделения, к которому работник прикреплен. В таком случае руководитель может оформить докладную записку на имя директора, в которой изложит всю необходимую информацию и предложит премировать сотрудника.

Записка должна содержать точное основание для премирования, без каких-либо расплывчатых формулировок.

После получения, руководитель организации рассматривает представленные сведения и принимает соответствующее решение.

Назначенная в отношении работника премия может быть выражена в:

  • денежном эквиваленте. Данный вид премии является наиболее распространенным и используется на большинстве предприятий. В таком случае руководитель может назначить точную сумму выплаты либо установить определенную процентную долю от общего размера оклада сотрудника;
  • в виде подарка. Такой вариант является менее распространенным, но все же используется в некоторых организациях. Как правило, точный подарок согласовывается с коллективом и впоследствии преподносится сотруднику;
  • в виде благодарности. В отдельных случаях руководитель может выразить свою признательность просто словами. Однако это возможно, только если в положении не прописано о денежном вознаграждении;
  • в виде повышения. Руководитель может наградить сотрудника повышением в должности. Однако это также возможно при определенных условиях, например, при наличии у последнего необходимых профессиональных навыков, образования, квалификации и т.д.

В том случае, если руководитель счел доводы, представленные в докладной записке, действительно обоснованными, он принимает положительное решение относительно назначения премии.

После этого руководитель структурного подразделения приступает к оформлению необходимых документов, например, характеристики на сотрудника. Как правило, в ней указываются достижения работника, отмечается определенный стаж работы в данной организации и т.д.

Следующим этапом становится оформление соответствующего приказа, основанием для которого будет являться вышеуказанная характеристика. После того, как приказ был полностью составлен и подписан руководителем, с ним необходимо ознакомить и самого сотрудника.

После этого подписанный документ отправляется в отдел кадров для соответствующего учета, а после – в бухгалтерию.

На основании полученного документа, бухгалтер производит необходимые расчеты.

Последующая выплата премии, как правило, осуществляется в день выдачи заработной платы. В таком случае работник получает на руки сразу две суммы.

После того, как положения приказа о премировании были исполнены, документ сдается в архив. Для него установлен стандартный срок хранения – 5 лет с момента подписания.

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!