Пенсия умершего пенсионера

Вопросы о наследовании самого разного имущества занимают огромное место во всей системе наследственного права. Как правило, у родственников умершего человека нередко встает вопрос о том, можно ли получить пенсию, которую уже не смог получить их близкий человек.

На этот вопрос смогут дать четкий ответ положения действующего Гражданского кодекса РФ. Дело в том, что положения наследственного права здесь не могут быть задействованы, ведь не полученные умершим лицом выплаты не могут быт включены в наследственную массу.

Кто может претендовать на оформление выплаты на собственное имя?

На оформление данной выплаты имеют законное право претендовать родственники лица. Обязательным условием при этом выступает тот факт, что данные родственники официально должны были проживать с умершим гражданином перед его смертью.

Если такие граждане действительно имеются, оставшаяся часть пенсии не будет включена в общую имущественную базу, которая образовалась после смерти наследодателя. В роли члена семьи могут выступать супруг либо супруга умершего, их дети, родные братья или сестры, а также внуки и родители.

В отдельных случаях выплаты могут быть оформлены на имя иждивенца, который ранее находился на попечении умершего лица. При этом тот факт, проживали ли они на одной территории, здесь особого значения иметь не будет. Важным аспектом будет выступать лишь наличие официальной нетрудоспособности, подтвержденной соответствующими документами. То есть просто не работающий гражданин не сможет получить данный вид выплат. Отсутствие у него постоянного места работы должно быть результатом особого состояния здоровья или иного обстоятельства.

На что можно законно претендовать?

Прежде всего следует понимать, что переоформление пенсии умершего лица будет являться разовой процедурой. В дальнейшем пенсия начисляться не будет. Произвести оформление можно только в отношении тех денежных средств, которые должны были быть выплачены лицу в тот месяц, в котором наступила его смерть.

Та же самая схема будет действовать и в случае переоформления иных социальных пособий. Каждое из них будет выплачено новому адресату лишь один раз.

Понятия наследования существующих пенсионных накопления и наследования разовых выплат, которые полагались умершему лицу, не следует путать.

Переоформление может быть осуществлено лишь в отношении страховой части выплат. Те денежные средства, которые находятся на личном банковском счете умершего лица, будут наследоваться уже совершенно по-другому, вместе с иным имуществом, входящим в общую наследственную массу.

Как будут обстоять дела в отношении различных надбавок и доплат, установленных государством?

Если в отношении умершего лица, в период его жизни, были установлены определенные надбавки и пособия, то прояснить ситуацию можно лишь в индивидуальном порядке, на консультации с сотрудником пенсионного фонда.

Дело в том, что порядок получения данных выплат может достаточно сильно различаться, в зависимости от конкретного региона и действующих там норм.

Например, некоторые виды выплат вообще не могут подлежать наследованию после смерти гражданина, в то время как другие – выплачиваются законным родственникам лица. Решающее значение будет иметь конкретный вид самой доплаты и ее назначение в определенном регионе нашей страны.

Как узнать, какая сумма подлежит оформлению?

Чтобы выяснить точный размер суммы, которая не была выплачена умершему лицу, необходимо обратиться в местный пенсионный отдел. Там следует оформить официальный письменный запрос. Право на данное действие будет иметься у близких родственников умершего гражданина.

Вместе с письменным запросом уполномоченному лицу в пенсионном фонде необходимо будет представить и дополнительные документальные сведения. Прежде всего, сюда можно отнести паспорт претендента на получение выплат, а также свидетельство о смерти гражданина.

Если в пенсионный фонд обращается законный наследник имущества, специалисту необходимо будет предъявить и документы, подтверждающее законное право на получение этого наследства.

Только после принятия всех необходимых документов и их рассмотрения, уполномоченное лицо сможет выдать официальную справку, в которой будет содержаться информация о точной сумме не полученных денежных средств.

Порядок и важные нюансы оформления

Прежде всего, следует помнить, что право на обращение в пенсионный фонд с целью  оформления не полученных выплат появляется у заинтересованного лица сразу после смерти гражданина. Здесь полгода ждать не нужно, так как данные выплаты не могут быть признаны наследственными.

Право на оформление принадлежит абсолютно каждому родственнику покойного лица, при условии, что он проживал с ним на одной территории в момент его смерти.

В том случае, если таких родственников не имеется, либо они, по каким-либо причинам, не стали обращаться в пенсионный фонд, сумма не полученных денежных средств будет включена в общую наследственную массу.

Необходимая документация

Законодательство не устанавливает точный перечень документов, который будет обязано предъявить заинтересованное в переоформлении выплаты лицо. Именно поэтому следует заранее узнать данную информацию по месту обращения, в отделении пенсионного фонда. Как правило, пакет необходимых документов включает в себя следующие бумаги:

  • письменное заявление обратившегося лица, а также его паспорт;
  • свидетельство о смерти гражданина, которому предназначалась денежная выплата;
  • документ, способный подтвердить наличие определенной степени родства с умершим человеком – свидетельство о рождении, свидетельство о браке и т.д.;
  • справка, подтверждающая факт совместного проживания, например, выписка из паспортного стола;
  • официальные данные о банковских реквизитах, в том случае, если денежные средства будут переводиться на карту.

Уполномоченное лицо сможет запросить и иные документы, в том случае, если сочтет представленную информацию недостаточной.

Сама процедура оформления выплаты будет состоять из следующих основных этапов:

  1. Обращение в местное отделение пенсионного фонда с целью составления списка необходимых документов, а также выяснения иных важных обстоятельств порядка оформления выплаты.
  2. Подача подготовленных документов и письменного заявления в соответствующий отдел пенсионной организации. Заявление пишется по установленной форме, которую также можно увидеть по месту обращения.
  3. Принятие всех представленных документальных сведений уполномоченным лицом и начало проверки. Законодательство РФ не определяет точного срока, в течение которого проверка должна быть полностью завершена. Лучше уточнить данную информацию заранее, спросив у специалиста о том, когда можно ожидать решения по данному обращению.
  4. Принятие положительного решения и перечисление средств на указанный в документах банковский счет. Как правило, средства переводятся в течение одного месяца с момента принятия положительного решения.

Если уполномоченное лицо принимает отрицательное решение и назначает отказ в выплатах, оно обязательно должно указать соответствующую причину такого решения. Если в деле не хватает определенных сведений, заявитель может представить их в установленные сроки. В таком случае проверка будет начата сначала.

Если же гражданин считает, что выданный уполномоченным органом отказ был полностью неправомерным, он имеет право на обращение в судебное учреждение. В таком случае в иске необходимо четко изложить обстоятельства дела и разъяснить свою позицию.

Если суд согласится с требованиями истца и признает решение пенсионного органа неправомерным, копию данного решения нужно будет представить в вышеуказанную организацию. На основании этого документа уполномоченное лицо будет обязано произвести выплату в установленные сроки. В том случае, если даже после отправки копии решения денежные средства так и не были выплачены заявителю, необходимо обращаться в органы прокуратуры. В таком случае бездействие будет расценено как нарушение действующих норм и установленного порядка. К виновному лицу могут быть применены различные санкции, например, наложение денежного штрафа либо временное отстранение от должности. 

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!