Отпуск у директора

Начальники, руководители и генеральные директора абсолютно всех организаций имеют законное право на взятие регулярного оплачиваемого отпуска, также как и другие сотрудники. Однако перед тем, как уйти на отдых, директор сталкивается с дополнительными проблемами, главная из которых заключается в назначении ответственного лица, которое сможет добросовестно исполнять все обязанности руководителя.

Определенными особенностями также обладает и процедура оформления директорского отпуска. Ведь глава компании является важнейшим лицом, которое ответственно не только за себя, но и за другие штатные единицы.

Сроки подготовки приказа 

Действующие нормы трудового законодательства предполагают, что любой сотрудник может уйти в отпуск только на основании письменного заявления, которое он должен своевременно подать своему руководителю. Именно на основании согласованного заявления в дальнейшем будет составлен и еще один важнейший документ – приказ внутри компании.

Законодательство РФ устанавливает определенные сроки, в которые заявление должно быть подано руководителю. Это необходимо сделать не позднее, чем за две недели до предполагаемой даты начала отпускного периода. Соблюдение сроков требуется, прежде всего, для того, чтобы работодатель смог произвести все необходимые действия, например, расчет отпускной выплаты и т.д.

Естественно, если в отпуск уходит руководитель компании, ему не нужно будет писать подобное заявление, ведь фактически ему некого уведомлять. Именно поэтому основная цель приказа на его отпуск заключается в совершенно ином: в назначении ответственного человека, который на время приобретет полномочия директора.

В таком случае замещение первого лица компании может осуществляться одним из двух правомерных способов:

  1. Выбранный для замещения сотрудник будет продолжать выполнять собственные обязанности, но уже вместе с обязанностями директора. Чаще всего такой способ выбирают в том случае, если полномочия руководителя будет исполнять его действующий заместитель.
  2. Сотрудник, который будет исполнять обязанности руководителя, временно прекратит исполнение собственных обязанностей. Как правило, такой вариант применяется достаточно редко, однако все же используется в некоторых организациях.

Следует учесть, что абсолютно все важные нюансы последующего замещения руководителя должны быть оговорены сторонами максимально подробно. На данном этапе в приказ о замещении могут быть внесены дополнительные пункты, в зависимости от желаний и мнений сторон. При этом у потенциального заместителя временно отсутствующего руководителя всегда сохраняется право на отказ от подписания приказа о совмещении. В таком случае руководителю придется найти другого работника, который согласится принять на себя все предложенные обязанности и полномочия.

Содержание приказа и правила его составления

Действующие нормы в области трудового права, а также делопроизводства не устанавливают унифицированной формы, которая могла бы применяться учреждениями. Это значит, что приказ может быть составлен и подписан в свободной форме, но с обязательным включением в его содержание следующих важнейших аспектов:

  1. Непосредственная причина составления приказа. Как правило, здесь пишут: «В связи с уходом в ежегодный отпуск».
  2. Ссылка на того сотрудника компании, которые временно принимает на себя обязанности по замещение ушедшего в отпуск руководителя. Здесь должны быть указаны следующие сведения: ФИО ответственно лица и его должность.
  3. Далее идет одна из главных частей документа, в которой должны быть полностью раскрыты все важные аспекты и особенности дальнейшего замещения. Например, здесь следует указать, будет ли работник продолжать выполнять свои прямые обязанности на основании должностной инструкции, либо он временно освобождается от них.
  4. Следующая часть должна содержать в себе все нюансы относительно порядка доплаты за замещение. Сумма должна быть указана точно.
  5. Далее идет подробная расшифровка списка полномочий, которые временно приобретает ответственное лицо. Обязательно следует сделать отметку о праве подписания определенных важных документов компании, а также о полномочиях по обращению и использованию хозяйственного имущества и т.д. Здесь также можно указать, какие именно бумаги запрещено подписывать ответственному за замещение лицу.

Отдельно следует упомянуть и о полномочиях представительства. Назначенное для замещения лицо может приобрести права по участию в различных сделках. Если руководитель желает, чтобы в сделках не участвовал никто кроме него, он обязательно должен указать данный факт в приказе.

Что касаемо максимального размера доплаты – здесь законодательство РФ не устанавливает абсолютно никаких ограничений. То есть фактически руководитель сам может назначать желаемую сумму. А его временный заместитель вправе решать, соглашаться ли на предложенные условия, или нет.

Иные важные особенности

Прежде всего, следует помнить, что отсутствие необходимости писать заявление не избавляет директора от обязательного издания соответствующего приказа.

Фактически уход руководителя в отпуск всегда должен сопровождаться параллельным изданием двух главных приказов:

  • о предоставлении самого отпуска с указанием точного периода отдыха, а также иных факторов, которые будут иметь высокое значение;
  • о назначении ответственного лица, которое займется замещением временно отсутствующего руководителя и примет на себя его полномочия.

Все эти приказы должны быть составлены и подписаны не позднее, чем за две недели до даты официального наступления отпуска руководителя.

Все процедура оформления будет включать в себя следующие основные действия:

  1. Составление и подписание приказа о предоставлении директору регулярного оплачиваемого отпуска. Документ может быть составлен как в свободной форме, так и на специальном бланке, разработанном в организации. Такой приказ необходим для соблюдения действующих норм, для фиксирования факта ухода в отпуск, а также для уведомления других лиц о последующем отсутствии директора на своем рабочем месте в течение определенного периода времени.
  2. Далее происходит осуществление всех необходимых бухгалтерских расчетов, включая подсчет отпускных выплат.
  3. Заключительным этапом является составление дополнительного, второго приказа, в котором директор передает собственные полномочия конкретному лицу.

Как правило, составлением всех требуемых приказов занимается сам руководитель либо иные ответственные лица, например, сотрудники кадрового отдела. Приказ о возложении полномочий обязательно должен быть передан ответственному лицу для ознакомления. В том случае, если работник согласен со всеми сведениями, представленными в документе, он ставит собственную подпись в соответствующем месте.

Касаемо первого приказа о предоставлении самого отпуска – он подписывается только самим директором.

Последующее хранение документов

Приказы, вне зависимости от их содержания, безусловно можно назвать важнейшими документами любой компании. Это значит, что после их составления и подписания, ответственное лицо должно позаботиться о надлежащем хранении.

Как правило, архив с приказами для удобства и быстроты доступа разделяют на несколько видов:

  • на организационные приказы;
  • на приказы распределительного характера;
  • на информационные. Как правило, такие документы содержат в себе определенную справочную информацию либо различные сведения для ознакомления с ними других работников организации.

Абсолютно все приказы, которые имеют какое-либо отношение к персоналу учреждения, могут храниться либо 5 лет, либо 75, в зависимости от конкретного содержания, а также от иных индивидуальных особенностей.

Приказ по временному замещению руководителя компании относится к важнейшей форме приказов, которые касаются порядка осуществления трудовой деятельности. Это значит, что он должен храниться в архивах предприятиях последующие 75 лет.

Надлежащему хранению приказов всегда необходимо уделять большое значение. Ведь в любой момент документ может понадобиться, например, в случае появления споров между сторонами, а также на судебных разбирательствах. 

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!