Недостача при инвентаризации

Недостачу, бесспорно, можно назвать отрицательной ситуацией, которая доставляет много проблем не только самому работодателю, но и его сотрудникам. Данное понятие подразумевает фиксирование имеющейся разницы между стоимостью товаров, которая была указана в соответствующей документации, и  фактической стоимостью, которая была обнаружена.

Недостачу можно установить двумя основными способами. Первый представляет собой анализ текущей розничной стоимости определенного товара и последующий расчет закупочной цены. Второй способ предполагает постоянное исчисление убытков в денежном эквиваленте. При этом тот факт, что именно было утрачено – денежная сумма или какие-либо предметы, здесь значения иметь не будет.

Главные причины образования недостачи

Как правило, основная проблема заключается еще и в том, что потери представляют собой значительно большую сумму, чем кажется на первый взгляд. Сюда можно прибавить и упущенную выгоду, которая могла бы быть получена лицом.

Несмотря на распространенное мнение о том, что в обнаруженных убытках всегда виноват сам персонал, который просто совершил банальную кражу, это не совсем так.

К иным причинам, которые, в определенных ситуациях, также могут стать главным основанием для появления недостачи, следует отнести:

  • занижение цены товара. Такие ситуации чаще всего происходят в случае неопытного ведения бизнеса, когда работодатель не до конца понимает механизм установления окончательной стоимости на тот или иной товар. Сюда также можно отнести и введение скидочной системы в процесс продаж. В таком случае обязательно следует различать ранее указанную в документах стоимость товара и его нынешнюю цену, с учетом установленных скидок;
  • проявление невнимательности со стороны продавцов и иных ответственных лиц. Сюда можно отнести регулярные кражи, совершаемые посетителями магазинов. В конечном итоге даже самые мелкие, но регулярные кражи, могут стать причиной обнаружения крупной денежной недостачи;
  • неверное заполнение и ведение важной бухгалтерской документации и отчетности. Наиболее распространенной ошибкой в данной области следует считать несвоевременное списание товара. В таком случае могут происходить существенные расхождения между фактическим положением вещей и сведениями, указанными в документах. Сюда же можно отнести и случайное не списание поврежденного товара, которое также приводит к обнаружению недостачи в конечном итоге;
  • «механические» ошибки во время проведения инвентаризации и иных процедур. Нередко причиной недостачи выступает банальное указание неверных сведений по ошибке;
  • нарушения в процедуре приема и оформления новых товарных поступлений. В таких ситуациях товар может быть полностью оплачен, а вот факт его прибытия – не зафиксирован должным образом. Новый объем товара может фактически находиться на складе, однако, в документах никаких данных о нем не имеется.

Ответственность лиц

Конкретные последствия обнаружения недостачи будут зависеть от множества факторов. Прежде всего, следует отметить, что сам факт наличия ответственности обязательно должен быть закреплен документально – в трудовом договоре сотрудника либо в иной документации.

Фактическое наказание при этом будет зависеть и от объяснений самого сотрудника. Например, он может доказать свою вину или вину самого работодателя, который не смог создать оптимальных условий для нормального осуществления трудовой деятельности.

Действующие положения законодательства устанавливают, что в отношении сотрудника может быть введена полная материальная ответственность в следующих ситуациях:

  • должность сотрудника относится к особому списку, который был установлен нормами трудового права;
  • фактический материальный вред был причинен сотрудником во время исполнения им своих профессиональных обязанностей, в рабочий период.

То есть ответственность может быть применена только к тому лицу, в отношении которого она действительно была закреплена надлежащим образом.

Виды устанавливаемых санкций

Прежде всего следует помнить о том, что в большинстве случаев взыскиваемая сумма может представлять собой лишь 20% от общего размера оклада сотрудника за один месяц его работы. Если необходимо произвести более высокие компенсационные выплаты – изменение максимальной суммы должно происходить исключительно в судебном порядке. Выплаты, которые устанавливает суд, в отдельных случаях могут превышать и полный размер оклада, но только при наличии существенных на то оснований.

Если в отношении нескольких сотрудников ранее была установлена коллективная материальная ответственность, следует обратить внимание на следующие моменты:

  • на каждого сотрудника может быть наложена абсолютно разная ответственность и размер выплат, в соответствии с конкретными фактами. Например, кто-то из сотрудников может иметь большую вину,а кто-то - меньшую. Если один или несколько работников вообще отсутствовали в тот день, например, находились в отпуске либо на больничном, в их отношении не может быть наложена ответственность за обнаруженный ущерб;
  • все лица, которые указаны в договоре об установлении материальной ответственности, в обязательном порядке должны присутствовать на процедуре ревизии. После фиксирования факта обнаружения недостачи они должны поставить свои подписи на соответствующем документе. Только после этого у работодателя появляется право на составление приказа об установлении ответственности за найденные нарушения.

Следует помнить о том, что работодатель должен соблюдать все существующие правила, в том числе и о максимальном размере денежных выплат. В противном случае, его действия можно признать неправомерными в судебном порядке.

Иные особенности установления суммы взыскания

Всегда следует помнить о том, что факт отсутствия договора об установлении материальной ответственности не сможет спасти лицо от назначения определенного наказания за причиненный ущерб. Только в этом случае в обязанности работодателя будет входить обязательное доказывание факта причинения вреда.

Как только все необходимые доказательства были обнаружены и сформированы, у сторон появляется право на урегулирование возникшей ситуации в досудебном порядке. Но если сотрудник отказывается возмещать вред, уладить конфликт можно будет только в суде.

Полная процедура фиксирования факта причинения вреда и последующего наложения взыскания состоит из следующих основных этапов:

  • фиксирование недостачи в соответствующем акте;
  • истребование объяснений у ответственного лица, опрос других сотрудников – при необходимости;
  • направление виновному лицу письменного уведомления о необходимости возмещения обнаруженной недостачи;
  • составление акта об отказе – в том случае, если работник не согласен с требованиями работодателя;
  • обращение работодателя в суд, представление соответствующего иска и всех имеющихся доказательств;
  • осуществление принудительного взыскания определенной денежной суммы, в соответствии с принятым судебным решением.

Как сотрудник может отстоять свои права?

Если работник считает, что обвинения работодателя в его адрес являются незаслуженными, единственным оптимальным способом защиты своих прав станет обращение в суд.

Если со стороны работодателя поступают угрозы о том, что выплаты должны быть произведены в скорейшем времени, иначе наступят негативные последствия, – следует сразу подавать письменное заявление в местное отделение полиции.

Помимо этого, особое внимание сотрудник должен уделить и всем действиям работодателя во время процедуры фиксирования факта нарушения и записи всех обстоятельств дела. Работник должен быть ознакомлен со всеми важными документами под роспись. Помимо этого, ему обязательно должно быть выделено определенное время на дачу письменных разъяснений.

В том случае, если процедура ревизии была проведена с определенными нарушениями со стороны работодателя, сотрудник также вправе заявить об этом в суде, предоставив туда все имеющиеся у него доказательства. В случае положительного решения суда все предписания работодателя могут быть отменены.

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!