Коллективные трудовые споры и порядок их рассмотрения

На земле не существовало ни одного поколения, которое было бы довольно тем, чем оно занимается. Человек всегда будет чем-то недоволен. Каждый человек желает, чтобы его условия труда были удовлетворительными и постепенно улучшались, а всегда происходит только наоборот. Вспоминая историю, видно, что рабочие всегда были недовольны и постоянно требовали улучшений, но не всегда требуемые улучшения нравились и соответствовали требованиям работодателей.

Раньше все возникшие конфликты между тружениками и работодателями пытались подавить силой, в сторону работников поступали угрозы увольнения. Так как обыкновенным рабочим деваться было некуда, и искать работу было негде, им приходилось мириться с жестокостью работодателей и возвращаться к старым условиям и не очень легкой работе. В настоящее время ситуация несколько изменилась, так как развитие прогресса вносит свои коррективы даже в рабочие процессы.

Основной целью, которая способствует развитию общества, а также государства, является соблюдение прав и свобод гражданина данного государства. Что касается права на трудовую деятельность, то это самое важное в жизни каждого индивидуума. Данная статья поможет каждому желающему разобраться в правах граждан, чтобы не допустить их нарушение.

Что касается коллективного рабочего разногласия, то его трактуют по-разному, но под данным понятием можно подразумевать одно – спор между сотрудником предприятия и директором с участием представителей с каждой стороны. Работники всегда возглавляют данное разногласие, так как они постоянно требуют определенных улучшений от директора организации, увеличения заработной платы и многое другое.

Законодательная база

Что касается законодательной базы, которая касается рабочих разногласий, то она довольно обширная. Изучение ее требует достаточно длительного периода времени. В нее постоянно вносятся коррективы на благо сотрудников организации. Законодательство о рабочих разногласиях включает в себя не только государственные акты, но и международные. Все акты о коллективных рабочих разногласиях подразделяются на группы.

  1. Нормативно-правовые акты международного уровня. Конвенции мирового уровня, способные решать противоречия между сотрудниками и директорами предприятий. Такие акты предоставляют работнику гарантии защиты его прав на международном уровне. Они принимаются несколькими странами одновременно.
  2. Конституция государства считается несомненным источником защиты прав граждан. Также она гласит, что каждый человек имеет право на труд, и никто не вправе его отнять или запретить. 
  3. Законодательные акты, которые регулируют порядок взаимоотношений между сотрудниками и директорами предприятий. Большое количество законов показывает, как необходимо решать споры данного характера.

Если человек не знаком с отраслью права, то ему будет достаточно сложно разобраться в данном вопросе, но азы, то есть Трудовой кодекс, он обязан знать, чтобы защитить себя в спорных ситуациях. При необходимости в спорных сложных ситуациях стоит обратиться за квалифицированной помощью.

Условия

В рабочем процессе существует большое количество причин, по которым может возникнуть конфликтная ситуация, то есть трудовой спор. Правоведы много раз пытались создать квалификацию данных причин, основываясь на схожих основаниях. Для новичка и простоты понимания ситуации лучше рассматривать такие разногласия по отдельности без какой-либо квалификации.

Причины возникновения коллективных рабочих разногласий:

  1. Отрицательные моменты законодательной базы и иные недочеты, основанные на законах и нормативных актах. Из-за различных недоработок и неучетов в законодательной базе может получиться путаница при сложившейся ситуации и работник с работодателем так и не придут к общему выводу.
  2. Субъективные причины. Они бывают различными. На каждом предприятии и в организации - свои субъективные причины. К ним относят произвол руководства, бюрократизм, несоблюдение и противоречие трудовому    законодательству. Нарушение нормативов может осуществлять не только работодателем, но и работником, что доказывает судебная практика. Сложившая ситуация обязательно приводит к коллективному спору.
  3. Нарушение режима труда и иные немало важные основания. Такая причина считается основной и очень распространенной. Любое изменение, касающееся трудового процесса работника, без его ведома, приводит к коллективным спорам.

Из всего вышесказанного следует, что причины коллективного рабочего разногласия бывают, как субъективные, так и объективные.

Виды

Каждый новичок в данной отрасли права сможет самостоятельно усвоить классификацию видов коллективных разногласий. Такую классификацию составляет законодатель, но большинство правоведов составляют и свои классификации данных споров.

Необходимо помнить, что такие разногласия могут возникать в организациях на разных уровнях и, в том числе, на нескольких уровнях одновременно. Уровни споров: локальные, территориальные, региональные, межрегиональные и федеральные. Данные уровни имеют отличительные черты и свою сложность решения.

Что касается предмета коллективных рабочих разногласий, то здесь еще проще. Работник каждого предприятия имеет право требовать от работодателей изменений условий труда, выполнение соглашения, которое было составлено и подписано, также может потребовать согласовывать с коллективом изменения, касающиеся должностей. Также коллектив предприятия вправе требовать от начальства внести коррективы в какой-либо приказ.

Что касается регулировки рабочих разногласий, то можно выделить такие:

  • Разногласия и забастовки, которые поддаются урегулированию.
  • Разногласия и забастовки, которые не поддаются урегулированию (на федеральном и межрегиональном уровне).

Выше была представлена вся классификация коллективных рабочих разногласий с учетом развития нынешнего общества и законодательной базы. Со временем данная классификация может корректироваться, а также увеличиваться.

Примирительные

Существует два результата разгоревшегося коллективного спора – положительный и негативный. Примирительная процедура относится к положительному результату. Она помогает найти общий язык между сотрудником и директором предприятия, а полученная договоренность отразиться на будущих их трудовых отношениях.

Чтобы примирение состоялось необходимо собрать примирительную комиссию. Если у одной из сторон есть недоверие к примирительной комиссии, то коллективное разногласие решается с участием третьей стороны. Если ситуация и дальше не разрешаемая, то спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.

Что касается срока рассмотрения данного вида спора, то он прописан законодательно. При необходимости срок можно продлить на более длительный период времени. Примирительная комиссия является обязательной. Она включает в себя представителей каждой из сторон. Эти стороны совещаются между собой, чтобы достигнуть единого мнения и вынести правильный вердикт. Данная процедура обязательна в отличие от трудового арбитража.

Что касается срока рассмотрения дела посредником, то он составляет до пяти дней. Посредником выступает ни в чем не заинтересованное лицо, которое в итоге приходит к верному и оптимальному решению рабочего разногласия.

Трудовой арбитраж считается крайней мерой, которой лучше избежать. Если вы все-таки решили обратиться в арбитраж, то решение спора может затянуться на длительный период, а рабочий процесс может приостановиться.

Причины

Главной причиной, по которой могут возникать коллективные рабочие разногласия, считается неопределенность и недоговоренность. Если директор предприятия вынес неправомерный акт или сотрудник предприятия неправильно понял, что внесенные изменения в график считаются обязательной мерой, которая только улучшит трудовой процесс.

В любой сложившейся ситуации коллективное рабочее разногласие считается оптимальным вариантом для налаживания взаимоотношений и понимания между сотрудниками и директором предприятия.

Классификация

Природа возникновения коллективных разногласий берет начало с их классификации. В настоящее время существует множество видов споров, но большинство склоняется к общей теории:

  1. Спор, который возникает на основании изменений трудовых условий. Изменениям может подлежать заработная плата, рабочее место, рабочие условия и иные условия, которые непосредственно связаны с осуществлением трудовой деятельности.
  2. Спор, который связан с коллективным договором. Он может изменяться, заключаться и прекращаться. Данный вид договора предусматривает регламенты, касающиеся непосредственно сотрудников предприятия. Несанкционированное  редактирование коллективного договора приводит к рабочему разногласию между сотрудником и директором предприятия.
  3. Разногласия, возникшие на основании несогласия работодателя с мнением выбранного представителя сотрудников. Данный представитель избирается посредством голосования сотрудников и представляет интересы сотрудников перед непосредственным руководством предприятия. Если представителю будет отказано в просьбах, то это может привести к коллективному рабочему разногласию.

Рассмотрение

Коллективные рабочие разногласия рассматриваются такими официальными органами:

  • Комиссией по трудовым спорам.
  • Примирительной комиссией.
  • Трудовым арбитражем.
  • Судом.

Комиссия по трудовым спорам. Является первой ступенью в процессе решения спора между сотрудником и директором. Главная задача такой комиссии – создание необходимых условий для принятия обоюдного решения. Комиссия по рабочим разногласиям формируется из сотрудников и руководителей данного предприятия.

Если комиссия по рабочим разногласиям не смогла справиться с поставленной перед ней задачей, то разногласием начинает заниматься примирительная комиссия. Она включает в свой состав профессионалов, которые будут стараться достигнуть решения данной проблемы.

Если и примирительная комиссия не достигла решения проблемы, то за дело берется трудовой арбитраж. При помощи суда приходят к правильному выходу на основании показаний сторон, и принимается решение, которое считается обязательным для исполнения. Необходимо помнить, что иные суды государства вправе рассматривать спорные вопросы трудового процесса.

Разрешение

Разрешение коллективных рабочих разногласий имеет свой порядок, периоды и этапы, которые считаются обязательным.

В настоящее время выделяют несколько этапов, которые способны разрешить рабочие разногласия, возникшие в коллективе.

  1. Самый главный этап разрешения – обращение в примирительную комиссию. Также представители спора могут обратиться в трудовой арбитраж после прошения об этом посредников. Чтобы спор рассматривался примирительной комиссией, одной из сторон должен быть зарегистрирован данный спор. Если вторая сторона отказывается идти по вызову в примирительную комиссию, то спор считается решенным автоматически в пользу явившейся стороны. Комиссия обязана сделать все возможное, чтобы стороны спора пришли к общему согласию. Таких действий должен придерживаться и трудовой арбитраж. Решение выносится коллегиально и стороны обязаны с ним ознакомиться. 
  2. Этап разрешения разногласия при помощи обращения к третьей стороне. Третьей стороне необходимо передать протокол разногласий. Протокол составляется  примирительной комиссией. Избрание посредника осуществляется двумя сторонами. Посредником может быть только сотрудник данного предприятия. Посредник обязан разрешить трудовой спор в течение недели при помощи переговоров, где стороны должны прийти к общему соглашению.
  3. Этап разрешения спора при помощи арбитража. Трудовой арбитраж рассматривает рабочие разногласия не более пяти дней. После чего он обязан вынести решение по делу.

Стороны

Данный вид разногласия не может возникать стихийно. Двигателем процесса являются сотрудники, которые и осуществляют все действия. Сторонами в разногласии называют людей, которые борются за свои привилегии и интересы.

Кто выступает стороной в коллективном рабочем разногласии?

Сторонами являются сотрудники и руководители предприятия, согласно Трудовому кодексу, который действует в настоящий момент времени. Также стороной может называться и представитель одной из сторон. Формирование требований трудового спора зависит от состава сторон.

Пример

Что касается примеров данных споров, то они существую повсеместно. В настоящее время не редкость наблюдать, что директор предприятия делает все по своему желанию, не обращая никакого внимания ни на законы, ни на права, ни на споры. Постоянно в ленте новостей можно наблюдать различные нарушения прав сотрудников – невыплату заработной платы, продление рабочего дня, сокращение, уменьшения времени для перерыва. Все это влияет на осознание работником того, что происходит несправедливость и служит первым толчком для начала коллективного рабочего разногласия на предприятии.

Если работники решили прибегнуть именно к рабочему разногласию необходимо помнить, то разрешение такой ситуации индивидуально, и спор может решаться в соответствии с законодательством и подзаконными актами.

Чтобы решить коллективные рабочие разногласия мирным путем потребуется немало времени и сил. Такое решение требует тщательного подхода. При необходимости можно получить консультацию специалиста, причем сразу после возникновения спора. Правильная и квалифицированная помощь выступает гарантом в решении проблемы и может привести к получению нужного результата.

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!