Потеря трудовой книжки

Современные люди часто меняют место работы. Все записи об этом накапливаются в трудовой книжке.  Этот документ отражает годы упорного труда человека с первого места деятельности до настоящего времени. По этому документу исчисляется общий стаж работы, специальный и непрерывный.

Потеря или порча документов всегда чревата лишними хлопотами. Но утрата трудовой книжки не повод впадать в депрессию. Она подлежит восстановлению. Какова бы ни была причина потери этого серьезного документа, нужно немедленно принимать меры к восстановлению. Упустив время, восстановить документ будет уже более проблематично. Совершенно не важно, утрачена ли книжка полностью или частично (существует в плохом виде). Дубликат должен включать в себя все сведения о предыдущих местах работы и поощрениях ее владельца.

Существует два алгоритма действий восстановления документа. Первый – в потере виновато должностное лицо. Второй – по вине самого владельца.

Вина сотрудника

Существует два способа дублирования трудовой книжки, если в утере виноват сотрудник.

  1. Обратиться за помощью к новому нанимателю. Тут нужно знать, что новый работодатель не обязан заниматься изготовлением дубликата утерянного документа. Ему придется подать множество запросов в предыдущие организации, где трудился человек, в том числе в Пенсионный фонд.
  2. С помощью предыдущего нанимателя. Потребуется на его имя писать прошение о выдаче дубликата трудовой книжки. Прошение можно передать лично или с уведомлением заказным письмом. Работодатель располагает сроком в 15 дней, чтобы подготовить дубликат. Это прописано в Правилах изготовления, заполнения и хранения трудовых документов.

Вина работодателя

Причиной потерь трудовых книжек может быть злой умысел, недобросовестность должностных лиц, которые несут ответственность за сохранность этих документов, чрезвычайные ситуации. Сохранность трудовой книжки полностью является заботой работодателя. Об этом сказано в п. 45 Правил к Постановлению о трудовых книжках.

Если утрачена была одна трудовая книжка, ее владелец должен писать заявление для выдачи ему дубликата. От человека потребуется предоставить ответственному лицу за восстановление все имеющиеся документы, которые могут подтвердить его профессиональную деятельность и трудовой стаж. Если таковых нет, то работодатель должен направить запросы на предыдущие места работы, т.е. помогать в получении необходимых сведений. Об этом сказано в Инструкции по заполнению трудовых книжек, которая действует с 2003 года. Если предыдущие места работы не хранят по каким-либо причинам информацию о бывших сотрудниках, то подтвердить ее можно через суд. Основанием должны служить свидетельские показания.

С момента написания сотрудником заявления о выдаче ему дубликата документа у работодателя в распоряжении есть 15 дней, чтобы предоставить его владельцу.

При массовой утере трудовых книжек должна быть создана государственная комиссия. В ее составе должны присутствовать представители работодателя, профсоюза и некоторых других организаций, которые заинтересованы в восстановлении документов. Действия участников комиссии должны быть направлены на установление стажа сотрудников. 

Если в последний  день работы на предприятии человеку не отдают его трудовую книжку, с работодателя можно истребовать за каждые сутки невозврата трудовой книжки средний заработок сотрудника. В этом можно сослаться на ст. 234 ТК. А вот сославшись на ст. 21 и 237 ТК, можно рассчитывать на компенсацию своего морального и финансового ущерба при восстановлении документов.

Просто приобрести бланк и создать там записи, когда-то присутствующие в оригинале трудовой книжки, не совсем законно. Это может быть квалифицировано, как подделка документов, что влечет определенную ответственность. Дублированную трудовую книжку выдать обязан любой работодатель. Новый документ можно использовать при последующем трудоустройстве и подаче в Пенсионный фонд. 

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!