Совместительство на госслужбе

Сложное финансовое положение, а также индивидуальные обстоятельства, характерные для государственного служащего, могут становиться основанием возникновения у последнего желания получить еще одно рабочее место у иного работодателя.

Для того чтобы госслужащий не утратил уже существующее место трудоустройства, а также не был лишен возможности использования предоставленных ему гарантий, необходимо ознакомиться с перечнем основных законодательных требований, которые связанны с выполнением труда на нескольких работах.

Как рассматривает совместительство законодатель?

Законодатель не ограничивает госслужащего в возможности реализации его трудовых прав. Таким образом, стать исполнителем трудовых функций у другого работодателя госслужащий может только в то время, которое будет свободным от его основного места трудоустройства.

Правило установлено в нормах федерального законодательства, а именно ФЗ № 79, который был принят еще в 2004 г.

Законодатель вменил госслужащему, намеревающемуся приступить к работе по совместительству, одну важную обязанность, которая заключается в заблаговременном информировании текущего работодателя о наличии желания к осуществлению совместительства.

Право разрешить или отказать в совместительстве возложено на работодателя. В каждом конкретном случае руководитель работника обязан рассмотреть вопрос конфликта интересов у уже существующего места работы и того, которое будет считаться совместительством. Только отсутствие такого конфликта может стать основой положительного решения вопроса о совместительстве.

Существование конфликта интересов характеризуется такими признаками, как снижение качества выполняемых обязанностей или наличием иных негативных последствий, которые будут присущи трудовой деятельности на первом месте трудоустройства.

С целью недопущения безосновательного отказа в совмещении, который может исходить от основного работодателя, предусмотрена возможность обжалования такого решения через суд.

Единственным неоспариваемым отказом в совместительстве служит решение антикоррупционной комиссии. Данная комиссия наделена правом рассмотрения вопросов о совместительстве госслужащих с точки зрения наличия конфликтов тех интересов, которые возникают у работодателей.

Принятое комиссией решение должно быть оглашено работнику представителем комиссии на протяжении нескольких дней, отсчет которых необходимо начинать с момента предъявления письменного запроса, содержащего просьбу о согласовании совместительства.

Изложенные в ст. 284 ТК правила дают возможность работнику использовать с целью совмещения не более половины того времени, которое признано за норму рабочего времени для определенной должности. Такое время может быть сокращено, однако не должно превышать его.

Другими словами, должны быть соблюдены нормы, которые для стандартного количества рабочего времени занятости будут равны не более чем 4 часам в день и 20 часам совместительства в неделю.           

В тех случаях, когда работник временно не исполняет свои функции по основному месту работы (отстранение, нахождение в длительном отпуске и пр.), он имеет возможность посвящать своей работе по совместительству полный объем рабочего времени, который составляет 8 часов ежедневно (при пятидневной системе труда).

Для того чтобы приступить к такому выполнению работ, с работодателем дополнительного рабочего места необходимо заключить обновленный договор.

Все меры гарантий, которые определены для работников положениями трудового законодательства, должны быть соблюдены со стороны обоих работодателей. Как и на первоначальном рабочем месте, работнику должно быть предоставлено право отдыха, оплачиваемого отпуска, а также нахождения на больничном и пр. Важно знать, что дополнительный работодатель должен обеспечить возможность оформления отпуска одновременно с тем, который предоставлен на основном месте выполнения труда.        

Возможность применения ограничений

Юридический запрет к осуществлению работы по совместительству, установлен ТК и ФЗ, принятым под № 79 в 2004 г. Среди таковых профессий:

  • руководящий состав предприятий;
  • лица, которые заняты в осуществлении выборной деятельности в органах самоуправления местного уровня;
  • лица, которые заняты в осуществлении оплачиваемого труда в органах профессиональных союзов.

Служащие, которые упомянуты в данном списке, имеют правовую возможность заниматься преподаванием, творчеством или научной деятельностью помимо основного места труда.

Признаки противозаконности будет содержать факт создания госслужащим таких предприятий, которые будут нацелены на получение прибыли.

Возможные виды

Классифицировать совместительство можно на две составляющих: внутреннее и внешнее. Нельзя ставить внутреннее совместительство на одну грань с совмещением, которое может выражаться в работе в рамках одного учреждения, но на двух или более должностях.

В качестве совместительства понимается занятость работника на двух местах работы с выполнением различного функционального назначения. В том случае, если оба места находятся в структуре одного предприятия-работодателя, стоит говорить о внутреннем совместительстве. Внешним совместителем будет считаться тот сотрудник, который имеет основное место выполнения труда в одной организации, а дополнительное – в другом учреждении.

Существенное отличие двух типов совместительства заключается в выражении их оформления в трудовой книжке. Дополнительная работа отражается в трудовой книжке лишь в том случае, если она осуществляется в рамках внешнего совместительства.

С целью фиксирования данной записи внешний совместитель должен предъявить работодателю заявление о втором месте трудоустройства, подтвержденном документально. Внутреннее совместительство предполагает необходимость предоставления лишь заявления.

Относительно вопроса совмещения, ст. 60.2 ТК свидетельствует о возможности, предоставленной госслужащим в части совмещения должностей. Такое совмещение должно находиться в пределах допустимого норматива работы. Работник может стать совместителем лишь при наличии собственного согласия, оформленного в письменной форме.

Предусмотренная вышеупомянутой статьей занятость не требует подписания нового договора и допускает бесплатность выполняемого труда. Именно по этой причине необходимо рассматривать предложение работодателя о совмещении довольно пристально.

Существенные отличия совместительства и совмещения представлены ниже:

Критерий

Совместительство

Совмещение

Место выполнения труда

На базе одного или нескольких предприятий, с выполнением различного вида труда

На одном предприятии, в качестве различных специалистов

Необходимость заключения соглашения о труде

требуется

Не требуется

Предоставление трудовых гарантий

Предоставление всех определенных законодательством трудовых гарантий, касающихся оплаты труда и отдыха

Отсутствие дополнительных гарантий, по отношению к дополнительной должности

Вознаграждение

Проведение обязательно

Возможно выполнение труда без его оплаты

Как оформить?

Существуют определенные этапы, которые должны быть обязательно соблюдены при оформлении госслужащего с целью исполнения дополнительной работы:

  • предоставление письменного заявления, свидетельствующего о желании работника исполнять дополнительный труд;
  • проведение проверки со стороны антикоррупционной комиссии на предмет возможности возникновения конфликтов интересов, с последующим ознакомлением сотрудника с принятым решением;
  • предоставление работником трудовой книжки второму работодателю (в копии), оформление трудовых отношений отдельным договором;
  • прием работника и выполнение им тех обязанностей, которые возложены на него законодательством и локальными актами работодателя.

Соблюдение необходимого процесса оформления совместителя, выступающего госслужащим, является залогом отсутствия спорных вопросов с контролирующими органами, а также беспрепятственного осуществления трудовых функций со стороны работника на обеих должностях или в двух учреждениях.

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!