Административная ответственность должностного лица

Согласно действующим правилам, административная ответственность может устанавливаться не только в отношении организаций и различных компаний, но и в отношении должностных лиц, при наличии соответствующих оснований. В большинстве случаев, данными основаниями являются факты нарушений различных действующих норм в сфере трудовых отношений.

Например, назначение определенного наказания нередко становится результатом неверного ведения важной документации, осуществление необоснованного увольнения, либо проявление дискриминации и отказ в трудоустройстве при отсутствии существенных на то причин.

Какие граждане попадают в категорию «должностных лиц»?

Согласно установленным нормам, должностное лицо представляет собой сотрудника, который был наделен определенными руководящими функциями и соответствующими полномочиями. Как правило, в компетенцию данных лиц входит разрешения самых разнообразных вопросов, непосредственно связанных с деятельностью конкретной организации, либо предприятия.

Уголовные нормы действующего законодательства разъясняют понятие «должностного лица» несколько иначе. Как правило, к ним относят руководителей различных государственных учреждений, а также военных командиров. Соответственно, уголовная ответственность может быть установлена в отношении вышеуказанных лиц в том случае, если их неправомерными действиями были нарушены положения УК РФ. Но как показывает практика, в большинстве случаев к должностным лицам применяются все-таки меры административного воздействия.

Резюмируя все разъяснения по поводу того, кто именно может быть отнесен к категории должностных лиц, можно сделать следующие выводы:

  • начальники государственных организаций, а также местных муниципальных учреждений;
  • главы силовых ведомств;
  • руководители различных коммерческих организаций;
  • руководители внутренних структурных подразделений, функционирующих на предприятиях, например, начальники отделов, цехов и т.д.;
  • физические лица, официально зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Виды ответственности  с точки зрения действующего законодательства

Основные меры ответственности, которые могут быть применены в отношении должностных лиц в различных случаях, закреплены в действующих положениях Кодекса об административных правонарушениях. Именно он содержит в себе описание большинства видов нарушений, за которые следует применение определенных норм. В большинстве случаев данные нарушения будут связаны со следующими аспектами:

  • незаконные посягательства на права сотрудников, которыми они были наделены положениями действующего законодательства, включая Конституцию РФ;
  • различные нарушения в отношении государственной либо частной собственности;
  • нарушения в сфере экологии, неправомерные действия, результатом которых стало загрязнение окружающей среды и т.д.;
  • несоблюдение правил в отношении осуществления сельскохозяйственной деятельности, игнорирование важнейших предписаний в сфере порядка землепользования;
  • серьезные нарушения основ и порядка ведения предпринимательской деятельности, игнорирование обязанностей по обязательному ведению текущей документации и своевременной сдаче необходимой отчетности;
  • осуществление неправомерных операций, связанных с ценными бумагами, а также налоговые преступления. 

Отдельным пунктом можно выделить и нарушения, связанные с выполнением правил установленного таможенного режима. Сюда также можно отнести нарушения в действующем порядке управления организациями, который указан в 19 и 27 статьях КоАП.

Наказанию и наложению определенных мер ответственности также будут подлежать и иные случаи, при которых происходило явное нарушение прав работников, а также несоблюдение иных действующих норм, закрепленных в соответствующих государственных документах.

Следует также отметить, что виновное должностное лицо может быть наказано в отдельном порядке, а может и вместе с наложением наказания на всю организацию. Второй вариант нередко применяется в тех случаях, когда, например, на организацию выписывают отдельный денежный штраф, а должностных лиц еще и отстраняют от исполнения своих профессиональных обязанностей на определенный временной период.

Процедура назначения наказания

Начальным этапом в процедуре установления наказания будет фиксирование самого факта нарушения. Сделать это может только уполномоченное лицо, либо государственный орган, например, налоговая инспекция и т.д. Фиксирование нарушения обязательно должно осуществляться в письменной форме.

Только после надлежащим образом зафиксированного факта нарушения начинается непосредственное расследование инцидента и изучение всех сопутствующих обстоятельств дела. На данном этапе уполномоченное лицо собирает воедино все известные факты, проводит их анализ, делает соответствующие выводы о вине, либо невиновности подозреваемого лица.

После этого все имеющиеся документальные сведения, полученные в ходе расследования, формируются и направляются в уполномоченную организацию, которая решит вопрос о назначении соответствующего наказания. Такой организацией может выступать, например, трудовая инспекция, если дело разрешается в досудебном порядке, либо судебное учреждение – если дело уже дошло до более серьезного разбирательства. Помимо данных организаций, некоторые административные дела входят в компетенцию определенных должностных лиц либо организаций, в частности:

  • специально созданных комиссий, которые официально были наделены всеми необходимыми полномочиями касаемо изучения представленных сведений и последующего принятия решения;
  • поселковых советов, которые также были наделены полномочиями исполнительного органа;
  • официальных представителей МВД;
  • представителей различных инстанций, которых коснулось нарушение, допущенное виновным лицом. Такими инстанциями могут являться санитарные службы, пожарные учреждения и т.д.

В большинстве случаев процедура изучения представленных сведений и доказательств требует обязательного присутствия виновного лица. Допускается присутствие и его официального представителя, но только при условии наличия у него необходимой доверенности. Помимо этого, участвовать в рассмотрении дела могут приглашенные свидетели, независимые эксперты, представители потерпевшего лица, медицинские работники и т.д.

Во время непосредственного рассмотрения дела по существу уполномоченное лицо проводит тщательный анализ всех обстоятельств, принимая во внимание даже самые незначительные дополнительные факты. Именно на основании сделанных выводов и принимается окончательное решение по каждому делу. Нередко на данном этапе возможно снятие всех обвинений и закрытие дела. В ином случае, когда лицо все-таки было признано виновным, ему зачитывается выбранное наказание.

Отдельно следует сказать об установленных сроках в отношении выбора и назначения наказания:

  1. Вся процедура его назначения должна быть осуществлена в течение двух месяцев с момента непосредственного совершения самого правонарушения. В противном случае назначение наказания будет считаться неправомерным.
  2. Для отдельной категории правонарушений отсчет может начинаться не с момента совершения самого наказания, а с момента его непосредственного обнаружения и фиксирования уполномоченным лицом.

Дополнительные особенности процедуры назначения наказания

В большинстве случаев, наказание для должностных лиц выражается в виде наложения денежного штрафа в определенном размере. Помимо него может быть также применена и такая мера, как дисквалификация. Точный размер денежного штрафа будет зависеть от тяжести правонарушения, а также от иных дополнительных обстоятельств дела. Как правило, его размер может колебаться в пределах от 5 до 50 тыс. рублей.

В некоторых случаях примененные санкции предусматривают и обязательную конфискацию предмета правонарушения. Например, при обнаружении несоответствия продаваемого товара гигиеническим требованиям, вся партия может быть изъята у продавца и т.д.

Еще одной достаточно распространенной санкцией является приостановление деятельности организации либо отстранение от должности лица. Делается это на определенный временной период, точный срок которого также будет зависеть от характера совершенного правонарушения, а также от его тяжести. Как показывает практика, этот период редко превышает 90 календарных дней. Увеличение срока возможно лишь в особых обстоятельствах. Решение о количестве дней приостановления деятельности либо отстранения от должности принимается уполномоченным органом – судом, прокуратурой и т.д. 

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!