Использование наставников в обучении персонала

Обучение часто затрагивает и такую область отношений, как трудовое право. При этом индивидуальный подход к каждому подопечному приносит достаточно высокие и эффективные результаты. Именно поэтому данный метод применяется в огромном количестве самых различных организаций и компаний.

Основная суть метода состоит в том, что обучение конкретного сотрудника проводится прямо в рамках одной организации, без отрыва от рабочего процесса. Работник с соответствующим опытом просто делится всеми имеющимися знаниями и навыками, показывая все на конкретных примерах, не применяя расплывчатых теорий.

Именно этот метод позволяет получить все необходимые знания как можно раньше, ведь фактически ученик не только слышит поступающую информацию, но и видит конкретные алгоритмы выполняемых задач.

При этом фактический опыт обучаемого здесь большой роли играть не будет. Если он является абсолютным новичком, профессионал, естественно, начнет с самых основ, постепенно углубляя информацию и усложняя поставляемые задачи.

Плюсы этого метода также состоят и в том, что обучающий сотрудник сможет поделиться с новичком максимально подробными знаниями, которые иногда приходят лишь с большим опытом. Помимо этого, он сразу сможет предупредить и о возможных проблемах, а также рассказать, как решить их наиболее быстро и безболезненно.

Дополнительные преимущества

Конечно, обучение «на месте» нельзя назвать достаточно бюджетным. Ведь для этого, опытные профессионалы, готовые в любой момент поделиться своими знаниями, должны присутствовать на территории организации постоянно. В свободное от обучения новичков время, в их обязанности, как правило, входит разработка новых методов обучения, а также усовершенствование уже существующих схем.

Для того чтобы получить законное право на обучение, каждый потенциальный наставник должен пройти специальные курсы повышения квалификации. Помимо этого, он должен иметь отличные коммуникационные навыки и уметь располагать к себе людей.

Неоспоримые преимущества такого метода будут заключаться в следующем:

  • в грамотной расстановке целей и важнейших приоритетов. На первоначальном этапе обучаемый сможет узнать об основах своей будущей работы, о важнейших правилах, о допустимых сроках и т.д.;
  • в конкретизации результата, которого необходимо добиться в конечной цели. Как правило, наставники придерживаются различных психологических приемов, например, чтобы наладить контакт с подопечным, чтобы уверенно объяснить ему важные нюансы и т.д.;
  • в формировании точного результата, которого сможет достичь сотрудник, если он будет выполнять все изложенные наставником требования. Как правило, результат представляет собой определенную денежную сумму, ведь на любую работу гражданин приходит, прежде всего, ради заработка;
  • в наличии постоянной связи между наставником и его подопечным. Несомненный плюс здесь состоит в том, что две стороны будут общаться друг с другом на протяжении достаточно длительного временного периода, а это значит, что наставник сможет помочь в разрешении многих вопросов, сможет рассказать о том, какие ошибки совершил ученик и т.д.;
  • в установлении четких целей. Именно наставник, часто на своем личном примере, сможет рассказать о том, на что должна быть направлена основная работа ученика.

Этот метод, пользующийся несомненной эффективностью, достаточно часто применяется и в так называемых «обучающихся компаниях». К таким можно отнести организации, в которых происходит активное внедрение новых способов работы, а также иных нововведений, основная задача которых заключается в повышении качества производства либо оказания услуг.

В таком случае быстро повысить текущие навыки и умения помогают как раз индивидуальные наставники, которые владеют максимальной информации о всевозможных нюансах, относящихся к производственному процессу.

Основные сферы применения

Такой метод, как наставничество, появился очень давно, много десятилетий назад. Еще в начале 20 века многие владельца фабрик и различных предприятий предпочитали привлекать опытных сотрудников для обучения новичков.

Постепенно данный метод приобрел широкое использование не только на заводах и фабриках, но и в самых различных государственных учреждениях и иных организациях.

Сфера торговли

Данный метод является одним из основных и наиболее эффективных при обучении менеджеров по продажам. Данная должность очень часто требует наличия не только теоретических знаний, но и фактических умений, наряду с высокими коммуникационными навыками.

Опытные менеджеры нередко получают дополнительную квалификацию, которая дает право проводить официальное обучение граждан.

Топовые менеджеры, которые желают обучить всем необходимым навыкам своих специалистов, являются настоящей находкой для развивающихся организаций.

Сфера медицинского обслуживания

Такая важная область нашей жизни, как медицина, также постоянно нуждается в максимально опытных специалистах, которые смогут обучить новичков и поделиться собственными бесценными знаниями.

Опытный коллега сможет проконсультировать о таких важных вещах, как навыки общения с клиентами, грамотно построит основные задачи и скажет, на что именно необходимо обратить свое внимание в первую очередь. Помимо этого, молодой специалист, у которого имеется еще много страхов, будет чувствовать себя гораздо увереннее, имея опытного наставника. Последний, в свою очередь, сможет предоставить своеобразную «страховку», направив действия новичка в правильное русло.

Сфера образования

Образовательные учреждения всегда катастрофически нуждаются в молодых специалистах. А их приток сможет обеспечить лишь опытное наставничество.

С помощью опытного помощника молодой сотрудник сможет гораздо быстрее сориентироваться в рабочей обстановке, понять распорядок трудовой дисциплины, грамотно распределить приоритеты в собственной деятельности.

Помимо этого, опытный специалист поможет бороться с постоянным стрессом, научив верно распределять свое рабочее время и выполнять все поставленные задачи в порядке их действительной значимости.

Роль наставника в такой сфере труда сложно преувеличить, ведь последствия неопытной работы здесь могут быть очень значительными.

Основы наставничества

Как уже было сказано выше, на наставников возлагаются достаточно серьезные обязательства, а это значит, что правом наставничества может быть наделен лишь действительно опытный человек, соответствующий всем предъявляемым требованиям.

В основной список данных требований входят следующие:

  1. Наличие необходимого уровня квалификации, подтвержденного соответствующей документацией.
  2. Наличие отличных коммуникационных навыков, ведь только в этом случае учитель действительно сможет наладить эффективный контакт с собственным учеником.
  3. Наличие хотя бы минимального стажа работы – от одного года. Причем в учет принимается стаж в том же направлении, в котором сотрудник собирается преподавать.
  4. Наличие согласия у самого работника в отношении начала наставнической деятельности. Следует помнить о том, что ни один работодатель не может принудить к выполнению данных обязанностей.

Многие крупные организации предпочитают создавать целые внутренние подразделения, в задачи которых входит подбор и дальнейшее обучение новых сотрудников на месте работы.

Сама деятельность наставника осуществляется на основании соответствующего приказа, подписанного руководителем организации. Как правило, размер оклада наставника зависит от количества учеников, которые официально закреплены именно за ним.

О факте предварительного обучения новичков обязательно уведомляют до заключения с ними трудового договора.

Требования к специалисту

Как правило, к отбору наставников любая организация подходит достаточно серьезно, ведь именно от качества их дальнейшего обучения будет зависеть вся последующая работа принятых сотрудников. До момента трудоустройства проверяется наличие необходимого стажа и опыта работы в конкретной сфере деятельности.

Помимо этого, у потенциального наставника должно иметься искреннее желание наставничества. Также следует обратить особое внимание на психическую устойчивость потенциального наставника, на его умение противостоять стрессам и т.д.

Огромное значение также будут иметь и его навыки общения с людьми, а также работы в коллективе. Очень хорошей характеристикой будет тот факт, если будущий наставник занимался разработкой собственных методов повышения эффективности обучения, придумывал новые этапы данной процедуры и т.д.

Помимо этого, наставник постоянно должен быть в курсе соответствующих изменений, он должен уметь быстро подстраиваться под окружающие его обстоятельства и сделать все, чтобы создать максимально благоприятную обстановку вокруг себя.

В список основных причин, по которым наставника могут лишить данного статуса, входят следующие:

  • он в течение долгого времени не проявляет собственной инициативы в обучении, не интересуется различными нововведениями;
  • результаты проведенного обучения нельзя назвать максимально высокими и эффективными – например, если большое количество учеников показывают плохие показатели в своей трудовой деятельности;
  • наставник не умеет выстроить доверительных отношений с собственными учениками, он постоянно участвует в различных конфликтах, на него поступают жалобы и т.д.

Также следует отметить, что помимо многочисленных обязательств, наставнику даются и определенные права. Например, наставник всегда сможет сообщить вышестоящим лицам о неправомерном поведении своего ученика, об игнорировании им действующих правил внутреннего распорядка и т.д. На основании официально сообщенной информации, руководитель организации сможет принять соответствующее решение, например, об исключении лица из списка учеников.

Помимо этого, наставник имеет право сообщить своему руководителю об отсутствии потенциала у конкретного ученика. Это вполне справедливо, ведь учитель, на основании собственного обширного опыта, очень часто может сразу рассказать о том, кто из учеников сможет показать действительно высокие результаты в будущем, а кто, скорее всего, не будет иметь такой возможности.

В таком случае руководитель обязан рассмотреть представленную информацию, но прислушиваться к ней он не обязан. Он сможет сам принять самостоятельное решение о том, исключать ли ученика, либо продолжить общение с ним.

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!