Надбавки к пенсиям детям войны
Остро и противоречиво стоит в нашем государстве вопрос выплат надбавок «детям войны». Такие выплаты положены тем гражданам, которые по состоянию на дату окончания ВОВ не достигли 18-летия. На уровне пенсионного законодательства данные доплаты должны осуществляться на ежемесячной основе.
По самым минимальным подсчетам количество граждан, которым государство должно выплачивать надбавки, достигает численности в 13 миллионов. Именно эти лица могут обратиться за осуществлением их законного права на дополнительное пенсионное обеспечение.
До сегодняшнего дня порядок предоставления финансовых доплат и льгот, не утвержден на уровне государства. Существенная часть вопросов, связанных с осуществлением пенсионных доплат, находится в компетенции тех органов власти, которые действуют на местном уровне.
Субъекты надбавок
Горячие дискуссии не прекращаются относительно тех категорий лиц, которые должны получить статус «детей войны». Изучив ситуацию, можно сделать вывод, что у людей, чье детство прошло в военный период, не могло быть нормального детства. На сегодняшний день их миллионы.
Опираясь на даты ВОВ, можно сказать, что граждане, которые сегодня находятся в возрасте 70-80 лет, являются именно теми людьми, которые родились в годы войны или же теми, чья юность прошла в столь нестабильные и опасные годы. Такие обстоятельства не позволили детям того времени жить в нормальных условиях, получать необходимое образование. Эти дети были вынуждены рано начать свою трудовую деятельность и осуществлять ее на благо нашей Родины.
В главном законодательном органе России находится несколько законопроектов, которые четко определяют признаки, которым должны соответствовать граждане, претендующие на статус «детей войны». Такие лица должны быть рождены в период с 22.07.1928 г. по 02.09.1945 г. и проживать в годы ВОВ на территории стран бывшего СССР.
Нельзя говорить сейчас о том, что данный список будет императивным, и его не расширят иными категориями лиц, которые свое военное детство провели в нужде и голоде. Расширение такого перечня позволит осуществить доплаты большему числу граждан, претерпевавшим негативные последствия войны.
Доплаты и уровень их объема
Проведя анализ законопроектов, переданных на рассмотрение законодателям, можно сделать вывод о том, что все виды доплат, положенных «детям войны» в случае принятия положений о них, будут установлены в едином размере.
Наиболее реалистичные прогнозы свидетельствуют о том, что размер таких ежемесячных надбавок будет находиться на уровне 1 тыс. руб. и будут одинаковыми для всех «детей войны», проживающих в пределах российских границ.
В планах находится и проведение ежегодного индексирования уровня доплат. Основанием для проведения индексации станут показатели экономического развития. Индексация будет осуществляться в срок до 1 апреля.
Принятие законопроектов пока не осуществилось, однако в 2018 году такие действия должны иметь место.
Уже сегодня местные органы власти принимают меры по обеспечению социальной и финансовой помощи гражданам, подпадающим под категорию «детей войны». Одним из таких примеров является Санкт-Петербург, где ежемесячные доплаты, составляющие 1,5 тыс. руб. уже выплачиваются пенсионерам. Доплаты к пенсии по 400 руб. и 600 руб. проводятся на территории Иркутска и Белгорода соответственно.
Выплаты, предусмотренные региональным законодательством, проводятся на территории 20 регионов, в том числе и в Крыму. В основе местных законопроектов лежат положения социального законодательства, устанавливающего меры социального обеспечения лицам, отнесенным к незащищенным слоям населения, и действующего на региональном уровне.
К числу тех льгот, которые являются инструментом снижения нагрузки на пенсионеров, отнесены и такие, которые позволяют им бесплатно использовать общественный транспорт для личных поездок, обслуживаться в медицинских учреждения, в том числе проходить бесплатную диспансеризацию, а также пользоваться социальными услугами, оказываемыми по месту проживания. Кроме того, таким пенсионерам может быть снижен размер оплаты услуг ЖКХ, а также цен на некоторые группы медицинских препаратов.
Как складывается ситуация в столице
Московская область, как и сама Москва, относятся к тем государственным субъектам, которые являются несознательными с точки зрения социального обеспечения лиц, относимых к «детям войны».
Социальные службы, которые функционируют в данном субъекте, не предоставляют помощи тем пенсионерам, которых можно отнести к рассматриваемой категории. Причиной тому служит отсутствие правового обоснования в местных законодательных актах.
Даже длительное проживание в данном регионе не является поводом для предоставления пенсионеру льгот и дополнительных выплат. Схожая ситуация складывается и в иных социальных сферах.
Еще в 2013 году были предприняты попытки по предоставлению «детям войны», проживающим в Москве и области, статуса «тружеников тыла». Вместе с тем были приняты попытки и по обеспечению таких лиц дополнительными льготами и отдельными выплатами, которые предусмотрены для «тружеников тыла». Законопроект, который стал выражением данной инициативы, не был утвержден.
Порядок оформления
Получение доплат, на которые может рассчитывать пенсионер, имеющий признаки «ребенка войны», возможно лишь в некоторых регионах.
Законодательством этих регионов определена обязанность по получению такими лицами статуса «детей войны», который подтверждается предоставляемым удостоверением.
Оформление осуществляется в стенах местного органа социальной защиты. В отдельных субъектах существуют различные особенности и ограничения, связанные с предоставлением льгот. К примеру, в ряде регионов на дополнительное материальное обеспечение не могут рассчитывать ветераны труда, которым уже предоставлены определенные льготы.
Лица, которые имеют намерения получить дополнительное обеспечение, должны предоставить в государственный орган паспорт и личное заявление. О необходимости предоставления дополнительных документов пенсионера уведомят сотрудники социальной службы.
До момента обращения каждый заинтересованный в выплате гражданин вправе получить консультацию от сотрудников органа социального обеспечения по вопросам положений социальных программ.
Порядок осуществления выплат
Предоставленное в социальную службу заявление подлежит рассмотрению на протяжении 2-3 недель. Принятое положительное решение является основанием для предоставления заявителю специального удостоверения. Такое удостоверение является основанием для использования льгот и получения доплат, установленных на региональном уровне.
Доплата будет начислена наряду с пенсией с того момента, как их получатель осуществил обращение в социальную службу. Фактическая выплата доплаты осуществится лишь в месяце, который является следующим за месяцем обращения.
Получение отказа в предоставлении специального статуса не лишает заявителя возможности обратиться в суд.
Принятое социальным органом решение о предоставлении специального статуса подлежит передаче в местный орган ПФ РФ.
Действия мошенников
Люди, которые находятся в преклонном возрасте и претендуют на получение дополнительных выплат, вынуждены отстаивать большие очереди в специализированных учреждениях.
Такие обстоятельства нередко используются предприимчивыми мошенниками, которые предлагают свою «помощь» на платной основе. Лица, готовые к оказанию «помощи», якобы готовы оказать свои услуги за умеренную плату. Многие из них используют поддельные удостоверения сотрудников органов социального обеспечения. Эти они и вызывают доверие пожилых лиц.
Доверчивые пенсионеры расстаются со своими сбережениями, передавая их мошенникам лишь ради получения дополнительной ежемесячной надбавки.
Сразу же после того, как деньги переданы мошеннику самим престарелым, «помощники» исчезают. Такие действия нарушителей правопорядка могут быть классифицированы по ст. 159 УК, что карается штрафом, достигающим 1 млн. руб. или тюремным заключением сроком до 10 лет.
Однако нередко розыск мошенников остается безрезультатным.