Проверка соискателей

Абсолютно любой организованный рабочий процесс невозможно представить без его важнейшей составляющей – налаженной кадровой работы. Для ее постоянного функционирования и развития необходимо не только уделять огромное внимание росту постоянных сотрудников, но и не забывать о проверке граждан, которые могут являться будущими потенциальными работниками учреждения.

Основная цель

Сначала следует отметить важный момент о том, что сама процедура проверки потенциальных сотрудников нигде не закреплена официально. Действующие законодательные нормы полностью вверяют данные обязанности и права уполномоченным лицам. Из-за этого, в свою очередь, могут возникать некоторые трудности, большинство из которых связано с тем, что ответственные лица нередко превышают собственные полномочия и интересуются личной информацией соискателя, тем самым нарушая его законные права.

В таком случае у кандидата на должность появляется законное право на обращение в судебное учреждение. Несколько раз столкнувшись с подобными проблемами, многие работодатели ввели специальное правило перед началом проверки, которое заключается в том, что кандидат на должность обязан подписать согласие на проведение данной процедуры. В таком случае поставленная подпись гражданина фактически лишает его права на предъявление последующих претензий.

Основной целью предварительной проверки, безусловно, можно назвать выяснение максимально точной информации о существующих профессиональных навыках и определенных качествах сотрудника для того, чтобы руководитель смог понять, насколько кандидат подходит на свободную вакансию.

Проведение надлежащей проверки поможет предотвратить следующие ситуации:

  • прием некомпетентного работника, который просто не будет справляться со всеми возложенными на него обязанностями;
  • неправомерная передача информации неквалифицированным сотрудником конкурентам. Причем сделать это он может как намеренно, так и по собственной невнимательности, опять же, по причине отсутствия необходимых навыков и качеств;
  • нанесение материального вреда принадлежащему руководителю имуществу – также намеренно либо по причине проявленной неосторожности.

Как правило, тщательность и серьезность проверки повышается с ростом важности вакансии. То есть, чем больше полномочий и обязанностей будет в будущем возложено на сотрудника, тем более скрупулёзно будут рассматривать его кандидатуру.

Кому принадлежат полномочия по проведению проверки?

Как правило, за проверку сотрудников отвечает специально созданный орган – служба безопасности. Именно в обязанности данной службы входит информационная защита предприятия от внешних либо внутренних посягательств.

Помимо этого, в список основных функций созданной в организации службы безопасности входят следующие:

  • обеспечение сохранности коммерческой тайны либо иной конфиденциальной информации;
  • защита иных данных организации, которые обладают высокой степенью важности;
  • обеспечение постоянной охраны принадлежащих компании материальных ценностей;
  • проведение различных мероприятий для профилактики причинения ущерба.

Сам состав и объем созданной службы информации, как правило, зависит от деятельности предприятия, а также от его размеров. В крупных организациях служба безопасности может включать в себя несколько структурных подразделений, в то время как в более мелких – служба может состоять вообще из одного сотрудника.

Нередки также случаи и привлечения сторонних организаций с целью обеспечения безопасности. Это удобно для средних компаний, в штате которых пока не была создана собственная, отдельная служба.

Этапы производимых проверок

Стандартная проверка будет включать в себя несколько основных этапов:

  1. Фиксирование всей информации со слов кандидата. Этот первоначальный этап включает в себя заполнение стандартного анкетного бланка, устный рассказ о себе и т.д. Как правило, неподходящие кандидаты могут быть отсеяны уже в данный момент.
  2. Те соискатели, которые прошли первый этап, как правило, приглашаются на основное собеседование. В большинстве случаев это собеседование проводится самим руководителем предприятия либо иным ответственным лицом, например, начальником подразделения, в котором в будущем будет работать соискатель.
  3. Анализ и проверка представленных документов. В том случае, если кандидат успешно прошел и основное собеседование, его просят представить все требуемые документы. После их получения к работе подключается служба безопасности и начинает проверку представленной информации.
  4. Выполнение дополнительных требуемых действий. Сюда можно отнести прохождение специальных тестов и опросов. В особых случаях в организации может быть организовано исследование на полиграфе, если этого требуют установленные правила и соответствующая должность.
  5. Поиск необходимой информации о соискателе другими способами. Сюда можно отнести отправку запроса на старое место работы, получение информации из определенных государственных учреждений и т.д. Как правило, такие методы используются только в тех случаях, если сотрудник принимается действительно на очень серьезную и ответственную должность.

Использовать все вышеперечисленные этапы далеко не обязательно. Как правило, многие организации ограничиваются лишь несколькими видами предварительной проверки кандидатов.

Существующие уровни

Разработанные уровни проверки применяются, в основном, в тех организациях, в которых вакансия связана с определенной материальной ответственностью либо с конфиденциальной информацией. Особое внимание при этом уделяется и «главным» работникам любой компании: бухгалтерам, кассирам и т.д.

Уровни современной проверки можно разделить на несколько основных видов:

  1. Поверхностный. Как правило, часто используется в небольших организациях. Его суть заключается в том, что кандидат на должность сам представляет необходимую информацию о себе. К плюсам данного метода можно отнести практически нулевые финансовые расходы, а также быстроту. При этом основные минусы, естественно, будут заключаться в невозможности проверки представленной информации. Фактически кандидат на должность может сказать вообще любые сведения о себе, включая и недостоверные.
  2. Средний. Включает в себя более детальную проверку представленных сведений, с точным выяснением их подлинности. Помимо этого, ответственным за проверку лицом могут быть предприняты и иные дополнительные действия, например, обращение по старому месту работы кандидата и т.д. К несомненным плюсам можно отнести уверенность в том, что соискателем была представлена действительно реальная информация. Минусы заключаются в том, что такая проверка требует наличия соответствующих специалистов в штате организации.
  3. Углубленный. Его, безусловно, можно назвать самым серьезным методом проверки, которые может включать в себя такие действия, как: проверку отсутствия судимостей и проблем с законом, сбор дополнительной информации о занятиях кандидата и т.д. Несомненным плюсом такого метода является получение максимально подробной и точной информации о кандидате. К минусам можно отнести серьезные финансовые расходы, потерю большого количества времени, а также применение определенных методов, далеко не всегда являющихся полностью законными.

Как уже было сказано выше, оптимальным решением будет оформление письменного согласия о представлении информации каждым кандидатом.

В некоторых случаях предварительная проверка осуществляется не по желанию работодателя, а является обязательной процедурой. Как правило, такое бывает при поступлении на службу в правоохранительные органы, судебное учреждение и т.д.

Методы предварительной проверки и их основные особенности

В список методов, которые могут быть использованы во время проверок, входят:

Собеседование

По сути, является самым простым и достаточно быстрым методом получения информации о будущем сотруднике. Во время собеседования во внимание могут быть приняты не только слова кандидата, но и его внешний вид, манера речи, жесты и т.д.

Точный вид и специфика собеседования могут меняться в различных организациях, в зависимости от конкретной должности, а также от иных обстоятельств.

Анализ документов

Данный метод состоит в проверке достоверности представленной документальной информации. С этой целью ответственное лицо может совершить официальное обращение, например, по старому месту работы кандидата, в образовательное учреждение и т.д.

Нередко сотрудники службы безопасности обращаются и в банковские организации с целью получения сведений о кредитной истории соискателя.

Прохождение тестов

Соискателю могут быть предложены как общие тесты, например, психологические, так и более конкретные, в зависимости от специфики работы.

Тесты на полиграфе

Исследование на детекторе лжи позволяет получить максимально правдивую информацию об определенных фактах, интересующих работодателя. Как правило, такая процедура применяется лишь в отдельных организациях, например, в МВД и является там обязательной.

Все вышеперечисленные методы направлены на одну основную цель – получение максимально точной информации о жизни соискателя, а также о том, справится ли он с предложенной должностью.

Что делать, если работодатель неправомерно отказал в трудоустройстве?

Действующие трудовые нормы устанавливают, что любой отказ в трудоустройстве должен быть полностью обоснован, иначе он будет расценен как дискриминация.

Если гражданин считает, что его не взяли на работу без объективных на то причин, он может воспользоваться законным правом на обращение в суд.

Исковые требования при этом могут включать и выплату морального ущерба, который был причинен работодателем кандидату.

В суд также можно обратиться и в том случае, если гражданин считает, что в его отношении были применены неправомерные методы проверки.

Как следует из всего вышеперечисленного, проверка перед трудоустройством давно стала неотъемлемой частью работы многих компаний. Она действительно несет в себе ряд преимуществ, однако, к данной процедуре работодатель должен отнестись максимально ответственно, чтобы не нарушить права потенциального сотрудника.

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!