Оформление декрета

Появление на свет ребенка – большое событие и радость для каждой семьи, и готовиться к рождению малыша начинают заранее. И родителям, и работодателям крайне важно знать, как правильно оформляются документы на период беременности женщины, родов и последующий период.

Что надо знать на начальном этапе

Беременным женщинам и молодым мамам гарантируется защита со стороны государства. В число социальных гарантий входит обеспечение наилучших условий труда, его облегчение, а также ограждение от вредных воздействий, которые могут повлиять на здоровье женщины или ребенка. Также государством гарантируется сохранение уровня заработной платы. По закону женщины, вынашивающие ребенка, не должны выходить на работу в праздничные дни и на выходных, а также работать сверхурочно и в ночные смены.

В период вынашивания ребенка будущей маме придется провести все нужные мероприятия для оформления ухода в декрет. В их числе – подготовка пакета требуемых документов для предоставления их работодателю. Это нужно и для последующего получения полагающихся по закону выплат.

Российским законодательством предусмотрен уход в декрет следующим категориям женщин:

  • имеющим постоянную официальную занятость;
  • женщинам, проходящим воинскую службу;
  • проходящим обучение в ВУЗах и иных учебных заведениях.

Оформление беременности

Женщина обращается к врачу, который определяет беременность и документально фиксирует этот факт. В процессе оформления заводится учетная карта будущей мамы. Составляется план посещений, согласно которому женщина должна будет совершать плановые визиты к врачу для осмотра. Каждый визит заносится в учетную карту.

Если сотрудница встала на учет на ранних этапах беременности, то по закону она может претендовать на 613,14 рублей социальной выплаты, даже если продолжает работать. Когда наступает срок выхода на больничный из-за беременности и подготовки к рождению, лечащий врач выдает пациентке лист нетрудоспособности, где прописывается срок действия больничного.

Длительность декрета

Трудовое законодательство не оперирует фразой «декретный отпуск». Этим словом обычно называют сочетание периодов беременности, родов и непосредственно периода ухода за младенцем. На сроке беременности в 30 недель заполняют специальный бюллетень. Когда женщина ожидает двойню, то срок сокращается на 2 недели, и документ оформляют на 28-й неделе. Обычно составляется один экземпляр, но в случае необходимости их можно сделать нужное количество. Если будущая мамочка официально работает у нескольких работодателей, то декрет оформляется по каждому месту занятости.

Согласно отечественным законам, получить декретный отпуск имеют право все женщины, имеющие официальную занятость. Отпуск принято разделять на два периода: до наступления родов и после них. Чаще всего эти периоды длятся по 70 дней. Если ожидается двойня, то роженице дают 84 дня перед событием и 110 – после. А в случае, когда роды были тяжелыми, то ко второму сроку добавляется 16 суток. Таким образом, он составит 86 дней. Все эти сроки указываются в бюллетене и считаются по календарным дням, как и любой отпуск.

В случае, когда больничный листок выдается, когда беременная ложится на сохранение в стационар, оформление документов делается прямо в роддоме. Если роды случились раньше ожидаемых сроков, этот факт не может быть причиной для сокращения или изменения времени декретного отпуска. Кроме того, ранние роды дают роженице право получить прибавку к сроку больничного. Но бюллетень допускает возможность всего двух исправлений, при большем их числе документ потеряет свою силу.

Отпуск по уходу за младенцем оформляют после истечения декретного и до достижения малышом возраста трех лет.

Продление отпуска

При беспроблемном протекании беременности, как было сказано выше, оформляют бюллетень сроком действия на 140 дней, а при ожидании двоих малышей отпуск продлится 184 дня. Если роды проходили тяжело и с осложнениями, то мамочке дают дополнительное время, продлевая отпуск на 16 дней. Чтобы получить дополнительные дни, женщине придется подтвердить факт сложных родов, сопровождавшихся операцией и другими непредвиденными последствиями. Для такого подтверждения оформляется новый бюллетень, и женщина пишет заявление на дополнительные дни отпуска своему работодателю, издающему приказ о его предоставлении.

Документальное оформление

Оформление выхода в декрет – процедура достаточно простая, если сделать все вовремя. Нужно подготовить несколько пакетов разных документов в различные инстанции.

Первая из них – это поликлиника. Прежде всего, необходимо личное присутствие женщины для получения больничного. Ей потребуется предъявить паспорт, свидетельство о страховании (полис), а также предоставить выписку из учетной карточки.

Визит в женскую консультацию для получения больничного лучше спланировать заранее, поскольку сроки действия документа строго определены, нужно иметь возможность прийти вовремя. Работодателю беременная сотрудница предоставляет следующие документы:

  • полученный ранее бюллетень, подтверждающий временную нетрудоспособность;
  • заявление на отпуск по причине беременности и рождения малыша;
  • документы, подтверждающие постановку на медицинский учет;
  • заявление на начисление пособия;
  • удостоверение личности (паспорт);
  • официальная справка о доходах за 2 прошедших годичных периода, в случае, если женщина ранее была занята в других организациях;
  • банковские реквизиты для выплат пособий (данные карты).

Заявление заполняется на основании определенного образца. Первым делом идет название фирмы, которая дает отпуск, и ФИО ее директора/руководителя. Далее будущая роженица указывает свои данные – ФИО, должность, и в вольной форме описывает в заявлении причину отпуска. В документе она просит предоставить отпуск из-за беременности и последующих родов, при этом отмечаются точные даты начала и конца отпуска. В следующем абзаце приводится список документов, которые сотрудница предоставляет организации. Приводимые в заявлении числа должны быть теми же, что прописаны в полученном листке нетрудоспособности. И, наконец, в финале документа женщина ставит свою подпись и календарную дату составления бумаги.

Чтобы получить разовое пособие при ранней постановке беременной на учет, пишется точно такое же заявление.

При появлении  ребенка сотрудница имеет право на еще одну единовременную выплату. Чтобы ее получить, необходимо предоставить компании-работодателю пакет документов:

  • заявление на пособие после рождения малыша;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о рождении младенца (копия отдается работодателю, оригинал показывается ответственному сотруднику для проверки);
  • понадобится также справка от отца ребенка, с его работы, удостоверяющая, что ему не начислялось аналогичное пособие;
  • реквизиты карты банка или номер счета для перечисления денег.

Получив документы, фирма издает приказ на декретный отпуск, на указанное в бюллетене время. Когда период декрета истечет, женщине придется оформить новые документы, уже на отпуск для ухода за своим ребенком, до момента достижения им трехлетнего возраста. На протяжении полутора лет женщина также вправе получать дополнительное пособие в размере 40% от своей средней зарплаты, но, когда малышу исполнится полтора года, право  утрачивается.

Если беременная женщина является безработной, уйти именно в декрет она не вправе. Тем не менее, государство сохраняет за ней право на пособия. Оформляются они через органы соцзащиты по месту проживания/регистрации. Будущая мама, стоящая в Службе занятости на учете, должна подготовить для соц. защиты пакет бумаг:

  • заявление на получение того или иного пособия;
  • официально полученный и должным образом оформленный больничный листок;
  • выписку о последнем месте занятости, из трудовой книжки (при наличии);
  • служба занятости должна выдать женщине справку, подтверждающую ее статус безработной, этот документ тоже нужно будет предоставить.

Если к числу безработных относятся и мама, и папа, то пакет документов имеет следующий состав:

  • заявление о пособии;
  • свидетельство из роддома о рождении малыша;
  • копии пенсионных документов (СНИЛС);
  • справка из жилконторы, удостоверяющая состав семьи;
  • паспорта родителей (копии), сами оригиналы предоставляются только для сверки;
  • уже упомянутые выше выписки из трудовых книжек, где есть информация о последних местах занятости;
  • свидетельства об отсутствии пособий, выплачивавшихся ранее.

Чтобы получить пособие

Обычно для того, чтобы получить выплаты, приходится выстаивать очереди на приеме в госучреждениях. Но беременным мамочкам делать этого не нужно: за них эту задачу обязан выполнить работодатель. ФСС возместит компании все расходы на пособия, которые фирма выплатит уходящей в декрет работнице. Чтобы получить средства от ФСС, работодатель должен предъявить службе следующие бумаги:

  • заявление от имени юрлица, на выделение средств для выплат сотруднице;
  • расчет ФСС, отражающий общую обстановку по предприятию;
  • справка об остатках на расчетном счете/счетах фирмы;
  • опись документов, которые отдаются в ФСС.

В список документов под опись входят ксерокопии следующих документов;

  • больничного листа;
  • расчета выплачиваемых по декрету пособий;
  • справки 2НДФЛ/иных документов о доходах роженицы за предыдущие два полных года;
  • заявления сотрудницы об отпуске по причине необходимости ухаживать за ребенком (до наступления 3-летнего возраста), и заявления о начислении пособия по уходу за младенцем до 1,5 лет;
  • свидетельства о рождении;
  • документов со стороны отца: справок об отсутствии у него ранее перечислявшихся пособий;
  • трудовой книжки уходящей в отпуск женщины;
  • расходных документов, где зафиксированы суммы выплат пособий.

Ксерокопии заверяются печатью фирмы и подписью ее руководителя. ФСС проверяет предоставленные бумаги и, если все хорошо, переводит на счет фирмы средства на выплаты.

Уход в декрет не мамы, а другого члена семьи

Законодательство допускает предоставление такого отпуска не только матери, но и прочим членам семьи при необходимости – если фактически именно они станут ухаживать за младенцем. Так, например, отец вполне может оформить для себя подобный отпуск, и при этом он будет иметь право на ежемесячные выплаты. Такую возможность имеет даже бабушка – необходимо лишь оформить должным образом документы.

Суммы выплат

Исчисляя суммы, опираются на срок, на который предоставлен декретный отпуск/отпуск по уходу, а также средний дневной заработок работницы. Пособие по беременности начисляется на базе заработка за прошедшие полные два года: к примеру, если мамочка отправляется в отпуск в 2018, то расчет будет на основании доходов в 2016-2017 годах. Общий доход за этот период делится на число 730 (дни в двух годах). Когда один из этих годов был високосным, делят на 731.

Выведенная таким образом средняя сумма умножается на указанное в больничном число дней, и результат этого вычисления покажет финальную цифру выплат.

Но необходимо помнить, что закон фиксирует минимальные и максимальные размеры пособий. Верхняя планка ежегодно увеличивается, благодаря регулярной индексации. Но не выйдет получить пособие больше той верхней планки, что зафиксирована законом на данный момент. Работнице, не обладающей достаточно большим стажем работы и не имевшей доходов за прошлые годы, государство гарантирует пособия по минимальной, прописанной законами, ставке.

Пособия не подлежат налогообложению, поскольку входят в число социальных выплат. Возможны варианты, когда женщина продолжает работу и не изъявляет желания брать декрет, тогда ее ежегодный отпуск автоматически продлевается.

Оформление выхода из декретного отпуска

Документом, подтверждающим окончание декрета, является оформленный отпуск для ухода за не достигшим 3 лет малышом. Чтобы получить его, сотрудница заполняет соответствующее заявление, а в отделе кадров создают приказ о предоставлении отпуска. И теперь женщина может посвятить себя воспитанию ребенка, присмотру и уходу за ним. До того, как малышу исполнится полтора года, мать имеет право получать ежемесячные выплаты на него. Для этого пишется соответствующее прошение.

Нужно понимать, что процесс оформления пособий и отпуска требует своевременной подготовки всех нужных документов и планирования визитов во все требуемые инстанции. Своевременность позволит сэкономить время и нервы, как молодой маме, так и ее работодателю, и сотрудникам социальных служб. И тогда счастливая мамочка реализует свои права и получит причитающиеся выплаты, а работодатель избежит проблем, штрафов и пеней за не в срок оформленные и предоставленные государственным службам бумаги и не осуществленные вовремя выплаты.

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!