Управление деятельностью персонала
Успешное функционирование абсолютно любой организации практически невозможно без ее персонала, который регулярно выполняет возложенные на него функции. Именно от качества и слаженности работы нередко зависят конечные результаты и непосредственная прибыль компании.
Если работа персонала не будет слаженной, а между сотрудниками не установится должного взаимопонимания – о каких-либо высоких показателях сложно будет говорить. Это в свою очередь негативно скажется и на общей мотивации сотрудников, которые потеряют стимул для качественного выполнения собственной регулярной работы.
Между тем, управление персоналом является наиболее сложным направлением, так как оно связано не только с определенными знаниями процесса работы, но и со многими человеческими факторами, которые также имеют важное значение. В отличие от строго налаженного процесса в работе, например оборудования, работа персонала чаще оказывается абсолютно непредсказуемой. Негативное влияние на нее могут оказать внутренние страхи сотрудников, проблемы и коллективе, постоянные споры и негатив, превосходство опытных работников над новичками и т.д.
Основной целью процесса управления персоналом всегда выступает максимально эффективное распределение существующих в организации человеческих ресурсов. Результатом такого распределения должна стать эффективная работа и повышение текущих показателей. Однако данный процесс требует не только большого количества времени и труда, но и серьезных финансовых затрат, особенно если речь идет о крупной организации с большим штатом.
Основные задачи
Грамотное управление персоналом позволяет привести кадровую работу организации к максимально высоким результатам. Таким образом, затрагиваются интересы не только самого работодателя, но и его сотрудников. Благодаря успешной работе, они повышают свои знания и опыт, приобретают уверенность в себе и находят новые факторы, стимулирующие их на активную работу. Еще одним положительным эффектом становится снижение уровня конфликтов внутри организации, а также установление максимально благоприятной психологической атмосферы.
Ведь процесс управления персоналом направлен на решение следующих задач:
- разработка новой и усовершенствование уже существующей системы кадровой политики;
- эффективное решение текущих правовых вопросов, урегулирование споров, проведение мероприятий по защите прав членов коллектива организации;
- изучение и анализ сложившейся в коллективе психологической атмосферы;
- разработка новых эффективных способов мотивации сотрудников к достижению отличных результатов в работе;
- поиск оптимальных решений для урегулирования возникающих во время трудовой деятельности споров и внутренних конфликтов между коллегами;
- анализ текущего распределения кадров, выработка новых стратегий управления и т.д.
Как правило, масштабы кадровых отделов могут значительно отличаться в зависимости от размера самого предприятия или организации, а также от иных дополнительных нюансов, например, характера деятельности, текущего графика и т.д.
Если компания небольшая, все кадровые функции могут успешно выполняться и самим руководителем. Если же предприятие достаточно крупное, внутри него могут создаваться целые отделы и структурные подразделения, основной задачей которых является осуществление кадровой работы.
Основные функции и главные задачи
Чаще всего, точный список функции управления персоналом в том или ином учреждении напрямую зависит от предварительных задач. В большинстве случае к этим функциям относятся следующие:
- выявление величины уровня текущей нуждаемости в новых кадрах, анализ наполненности штата в соответствии с действующим расписанием;
- выполнение всех необходимых действий для поиска кандидатов на существующие в организации вакантные должности, разработка наиболее эффективной тактики предварительной оценки претендентов на работу;
- составление плана по карьерному росту сотрудников, внедрение новых схем, являющихся максимально эффективными;
- разработка подробных схем для адаптации трудоустроившихся сотрудников для их быстрого привыкания к новому коллективу, а также к новым профессиональным обязанностям, создание максимально благоприятного отношения со стороны опытных сотрудников;
- создание резервного списка сотрудников, помощь которых потребуется в случае длительного отсутствия основного работника в определенной должности;
- составление эффективных схем проведения необходимых аттестационных мероприятий, анализ выявленных показателей и составление прогнозов на будущее;
- проведение разнообразных тренингов, направленных на мотивацию и личностный рост работников, а также на повышение общих показателей трудовой деятельности в организации;
- составление статистических данных путем разработки специальных анкет и опросников, в которых сотрудники будут высказывать собственное мнение по определенному трудовому вопросу, а также давать соответствующие предложения и оставлять пожелания;
- уделение должного внимания текущему состоянию здоровья работников – проведение различных профилактических мероприятий, составление схемы прохождения регулярных медицинских осмотров, раннее выявление таких проблем, как алкогольная либо иная зависимость и т.д.;
- контроль и анализ всех действия работников с целью проверки из соответствия действующим трудовым нормам и иным правилам, относящимся к профессиональной деятельности учреждения;
- выполнение всех требуемых действий для обеспечения сотрудникам всех социальных гарантий, которые были предусмотрены государством. Сюда можно включить оформление льготных путевок на отдых, обеспечение горячей пищей и т.д.;
- проведение постоянного анализа текущего рынка трудовых предложений, контроль деятельности претендентов, учет все последних изменений и т.д.;
- внедрение новых, более совершенных схем документооборота, составление и разработка фирменных бланков, внесение изменений в текущий порядок хранения документации.
Все вышеперечисленные функции и задачи, безусловно, можно назвать связанными друг с другом. Только систематический и профессиональный подход к ним сможет показать действительно высокие результаты.
Основные методы и способы осуществления управления
Уровень выполнения существующих целей в определенные сроки напрямую зависит от методов, которые будут выбраны для работы. Каждый руководитель может выбирать свои способы, но, как показывает существующая практика, наиболее распространенными являются:
- экономические. Их основное направление касается непосредственного финансового состояния организации, а именно – планирования дальнейшей экономической деятельности компании, производственных процессов и денежного обеспечения;
- административные. Включают в себя все вопросы по внутренней работе организации, например, внутреннее делопроизводство, составление планов на дальнейшую деятельность, установку основных целей, введение дополнительных мотивационных либо поощрительных мер и т.д.;
- социально-психологические. Сюда относятся мероприятия по проведению адаптации нового персонала, по созданию максимально благоприятных условий для труда работников, устранению существующих споров в коллективе, созданию общей положительной обстановки, которая позволит добиться сплоченности и доброжелательности в трудовых отношениях.
Эффективное управление абсолютно любой организацией невозможно представить без четко отработанной и действенной схемы управления персоналом. Успешное выполнение правильно поставленных задач позволяет добиваться действительно хороших результатов в отношении трудовых показателей в организации.
Выбирая основные методы управления, особое внимание следует уделить первоначальным задачам компании, а также всем важным особенностям ее работы и функционирования. Именно от этого должны зависеть ключевые способы управления персоналом.
В случае использования действительно подходящих методов, каждый руководитель той или иной организации сможет рассчитывать на действительно эффективные и высокие результаты, которые будут выражены в переходе на абсолютно новый уровень развития компании, а также на создание действительно благоприятной обстановки внутри коллектива.