Метод коучинга в обучении сотрудников

В наше время существующие технологии изменяются с огромной скоростью, включая и методы изготовления различной продукции. Рынок постоянно пополняется абсолютно новыми экземплярами, постепенно вымещая привычные вещи. В таких условиях очень важно улавливать последние тенденции и следовать им, а также уметь подстраиваться под любые изменения.

Все это касается и процедур обучения персонала у работодателей. Сейчас большое внимание уделяется не только навыкам практической работы, но и психологическим аспектам трудовой деятельности. Именно по подобным причинам в области управления в последнее время возникло огромное количество самых разнообразных нововведений, превратив науку управления персоналом в настоящее искусство.

Сущность и особенности метода

Многие успешные руководители уже давно поняли, что в обучение персонала всегда нужно вкладывать финансовые средства, только в этом случае можно надеяться на действительно высокие показатели эффективности работы.

Общее направление методик, суть которых является работа с персоналом, можно разделить на два основных пункта:

  1. Методики, состоящие в изучении теоретической пассивной части. Как правило, они не предполагают проявления особой инициативности от слушателей.
  2. Методики, состоящие в изучении именно креативных подходов к работе – умению находить нестандартные, но в тоже время эффективные решения и т.д.

Такое понятие, как «коучинг» можно охарактеризовать как сборную методику, состоящую из самых разнообразных методов обучения и подхода к персоналу. При таком методе к каждому сотруднику применяется индивидуальный подход с учетом развития его мышления и других особенностей. Его учат проявлять нужную инициативу, не бояться брать на себя определенную ответственность и стараться думать объективно.

Если программа коучинга действительно была разработана максимально грамотно, каждому сотруднику дается уникальный шанс развить свои навыки и повысить профессиональный уровень.

Сейчас практически каждая компания крупного либо среднего размера, стремится уделить должное внимание коучингу. Во многих организациях в штат вводятся постоянные должности тренеров и коуч-менеджеров.

Появление

На самом деле понятие «коучинга» существует уже огромное количество лет, правда изначально оно применялось в несколько иных сферах. Например, в 16 веке в Англии таким понятием характеризовались кареты или иные средства передвижения. Дословно оно означало «средство, помогающее передвигаться к поставленной цели».

Несколько позже данное понятие стали относить к преподавательской деятельности. Затем оно укрепилось и в сфере спортивного наставничества. В профессиональной области оно закрепилось относительно недавно – около 30 лет назад. Широкое распространение среди работодателей коучинг получил в начале 2000-х годов, когда различные методы обучения персонала впервые стали применяться в Америке.

Сейчас коучинг совмещает в себе огромное количество способов обучения персонала, каждый из которых был открыт и придуман ранее. При этом определенные методы могут быть взяты абсолютно из других областей жизни. Именно поэтому опытные тренеры, обладающие действительно ценнейшими знаниями, очень высоко оцениваются работодателями по всему миру.

Настоящим основанием любой методики коучинга является сборник трудов Дэниела Гоулмана. Именно он разработал основные положения для интеллектуальной работы с персоналом, внеся огромный вклад в развитие данного направления.

Помимо его трудов в работе могут быть использованы:

  • принципы гуманистического подхода, которые до сих пор широко применяются в сфере психологии;
  • методы построения верного и максимально эффективного диалога, которые были созданы Сократом, несколько веков назад;
  • определенные спортивные методы и принципы, которые успешно применяются в самых различных спортивных направлениях по всему миру.

Главные методы работы

Каждая компания вправе разрабатывать собственные схемы методов, наиболее подходящие именно ей. Но самые распространенные представляют собой следующие:

  • индивидуальные тренинги. Безусловно, их можно назвать одними из самых эффективных. К каждому специалисту применяется отдельный подход, который сможет принести максимально положительный результат;
  • управленческие занятия – проводятся с руководителями, а также иными «первыми» лицами компаний;
  • групповые тренинги. Представляют собой работу с группой работников путем обучения их активному взаимодействию и эффективному сотрудничеству;
  • проектные занятия – применяются, как правило, по причине выполнения определенного проекта и эффективной подготовки к данному действию.

Помимо вышеперечисленных методов, на практике применяются и иные. Например, системный подход, при котором используются несколько способов из разных методик.

Нельзя определенно сказать, какой именно метод принесет более эффективные результаты, а какой – менее. Определиться здесь можно только при помощи проведения предварительного анализа деятельности предприятия либо организации. Методика такого исследования зачастую будет включать в себя следующие важные действия:

  • грамотное фиксирование основных целей работы и важных особенностей, которым следует уделить внимание в первую очередь;
  • предварительный контакт с будущими учениками. Как правило, он выражается в небольших беседах, опросах, диалогах и т.д. Благодаря таким действиям тренер сможет сделать соответствующие выводы и составить максимально эффективные методы дальнейшего обучения;
  • установление точных препятствий, которые существуют на данный момент. Благодаря этому тренер будет иметь верное представление о том, как лучше справиться с данными  препятствиями;
  • разработка точной системы мероприятий, которые должны быть осуществлены в установленные сроки.

Основные требования, предъявляемые к тренеру

Как правило, коуч тренер представляет собой бывшего обычного работника данной организации. Он может быть приглашен и «со стороны», но, как показывает практика, человек, работавший именно здесь, обладает гораздо более обширными знаниями и соответствующим опытом. Он знает все тонкости и нюансы работы, а это значит, что он лучше сможет объяснить их другим сотрудникам.

Естественно, такой человек должен выделяться среди других работников наличием отличных навыков общения. Он должен уметь быстро устанавливать контакт с другими людьми, создавать доброжелательную обстановку в группе. 

Деятельность коуч тренера, как правило, контролируется руководителем организации либо начальником определенного структурного подразделения. Ответственное лицо при этом должно постоянно контролировать процессы обучения и делать соответствующие выводы о его эффективности.

Основные достоинства и недостатки

Главным плюсом метода можно назвать его многоэтапность. Обучение характеризуется наличием предварительной подготовки, последующим плавным переходом к основным занятиям и соответствующей заключительной частью.

Помимо этого, методики оказывают следующие положительные эффекты:

  • повышение самооценки у каждого сотрудника, предоставление ему возможности действительно поверить в собственные силы путем повышения уровня профессионализма и мастерства;
  • поиск наиболее оптимального способа для решения существующих проблем. В таком случае сотрудники учатся не паниковать при трудностях, а, наоборот, проявить максимальную мобилизацию собственных сил для поиска единственно верного решения;
  • обеспечение развития человека как личности, повышение текущих навыков общения, умения работать в команде и т.д.

Все вышеперечисленные достоинства, естественно, положительно сказываются и на общей работе организации, повышая показатели ее эффективности и прибыльности.

Несмотря на большое количество достоинств, нельзя не упомянуть и о некоторых недостатках, которые может таить в себе коучинг. К основным можно отнести:

  1. Отсутствие необходимого профессионализма и уровня мастерства у самого тренера. Естественно, в таком случае и уровень качества проводимого обучения будет существенно снижен.
  2. Существенные расходы на оплату услуг тренера. Каждый руководитель должен быть готов к достаточно весомым тратам, которые, впрочем, потом могут окупиться.
  3. Отсутствие у сотрудников внутренней мотивации к обучению и приобретению новых знаний. К сожалению, далеко не всем интересно тратить свое время на обучение. Помимо этого, многие могут испытывать подсознательный страх перед работой в команде, а также перед необходимостью принимать нестандартные решения и показывать уровень собственной креативности.

Коучинг, безусловно, можно назвать эффективным направлением в современном искусстве обучения персонала. Однако его достоинства смогут перевесить недостатки только в случае действительно грамотного подхода и серьезного отношения.

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!