Конфликты на предприятии

Структура любой организации представлена в виде ее коллектива. Совокупность работников обеспечивает осуществление производственных процессов на предприятии.

В качестве рабочего коллектива необходимо понимать такую группу людей, которая занята осуществлением совместной деятельности, целью которой является достижение корпоративного результата.

Большое количество разнообразных характеров и интересов создает сложность и непредсказуемость такого организма, как коллектив. Неотъемлемой чертой его является наличие постоянной борьбы между противоположностями.

Конфликты в организациях 

Факт наличия трудового коллектива обуславливает возникновение разных ситуаций, связанных с производством. В этом процессе могут возникать противоречия представителей коллектива относительно отдельных вопросов.

По своей сути любые противоречия несут положительный результат, ведь они становятся причиной создания дополнительных стимулов и мотиваций. Конфликты же возникают в тех случаях, когда достигнута точка «кипения». Наличие таких противоречий создает препятствия в процессе осуществления привычного труда.

Конфликт необходимо рассматривать в качестве столкновения тех интересов, которые носят противоположных характер. Противоположные цели и взгляды могут дать как толчок для развития организации, так и послужить ее угасанию.

Научно доказано, что создание конфликтных ситуаций в коллективе является, в некоторых случаях, желаемым результатом. Можно задуматься о том, какие положительные результаты может дать возникший конфликт? Необходимо вспомнить о том, что наличие открытых споров создает почву для наиболее эффективного исполнения стратегических задач и планов. В таком состоянии коллектива выявляется большое количество точек зрения и происходит информационный обмен.

Существующие виды

В рамках одного предприятия может возникнуть до 4 типов конфликтов

Внутриличностные

Данный тип конфликтов имеет место на психологическом уровне каждого работника. Как правило, его проявление происходит у тех работников, в отношении результатов деятельности которых, установлены довольно противоречивые требования. На возникновение внутриличностного конфликта может воздействовать перегруженность работника, а также отсутствие необходимой функциональной загруженности.

Межличностные

Данный тип конфликтов является наиболее распространенным. В основе возникновения таких конфликтов, как правило, отмечается простейшее несходство работников характерами. Такое несовпадение влечет за собой создание коллективной атмосферы, при которой выполнение труда несколькими работниками является невозможным.

Важно понимать, что основная причина противоречий скрывается за борьбой работников в получении производственных ресурсов, находящихся в ограниченном использовании. В такой ситуации каждый из работников считает, что именно ему и никому более должны принадлежать производственные ресурсы.

Практика показывает, что наибольшее количество межличностных конфликтов происходит не уровне начальника и подчиненного. Причиной тому служит предъявление, по мнению работника, повышенных требований к его труду. В это же время, со стороны руководителя создается впечатление о лени сотрудника или его неспособности осуществить должностные обязанности.

Между группой сотрудников и работником

В большинстве случаев, причиной возникновения данного типа конфликта, служит расхождение ожиданий коллектива и осуществляемыми работником действиями. На сегодняшний день большая часть компаний имеет установленные нормативы корпоративного поведения, что выражается в существовании корпоративной культуры. Противоречия могут возникнуть в том случае, если отдельный сотрудник ведет себя так, как не дозволено корпоративными нормами.

Нередко возникновение таких конфликтов происходит между трудовым коллективом и его руководителем, который обязан обеспечить определенный уровень производительности в компании. При этом со стороны трудового коллектива должны соблюдаться правила и нормативы, которые установлены относительно организации труда.

Межгрупповые

Возникновение таких конфликтов происходит между группами работников, которые могут иметь статус формальных и неформальных.

Методика, применимая на предприятиях с целью разрешения конфликтов

В ходе осуществления управленческой деятельности могут возникать разнообразные конфликты. Это связано с тем, что сама суть такой деятельности оказывает воздействие на объекты и субъекты управления.

Ошибочным является утверждение о том, что под полным контролем управленца находится ситуация, сложившаяся в коллективе, ведь для трудового коллектива характерен фактор неопределенности.

При помощи стратегических или тактических методов может быть разрешена конфликтная ситуация на предприятии.

Методы стратегического характера

Применение данных методов заключается в использовании стимулов, основанных на противоречиях. Результатом становится снижение напряженности в коллективе и нормализация исполнения трудовым коллективом своего функционального напряжения. Могут быть использованы методики, направленные на:

  • достижение коллективом необходимого уровня социального развития;
  • регулярное обсуждение с представителями коллектива направлений деятельности и уже существующих результатов;
  • установление точных функциональных границ относительно каждой отдельной должности, существующей на предприятии;
  • создание надлежащей системы поощрения;
  • формирование максимально понятной и прозрачной системы по расчету зарплаты;
  • создание стимулов для адекватного восприятия поведения работников, которое не оказывает влияния на результаты исполнения труда, но находится в группе, отклоняющейся от нормативов.

Тактическое направление 

Методы тактического характера имеют признаки соперничества или приспособления. Для данного метода характерно 3 возможные тактики поведения лиц, ставших стороной конфликта. Они могут уклоняться от соперничества в открытую, участвовать в обсуждении проблем с целью нахождения компромисса, стать сторонами взаимного сотрудничества, необходимого для повышения эффективности их трудозатрат.

Разрешение конфликта на предприятии

Уход от конфликтных ситуаций

Метод ухода от конфликта является наиболее приемлемым способом разрешения существующих противоречий. Суть данного метода довольно проста. Она заключается в самоустранении работника от возникающего конфликта. В большинстве случаев уход от конфликта происходит со стороны тех сотрудников, которые не уверенны в своих силах, заняты в более важных делах или не желают становиться участниками мелких противоречий.

Основным положительным моментом данного метода служит возможность разрешения конфликта наиболее быстрым способом. Таким образом, улаживание конфликта может произойти на его начальной стадии.

Бездействие

Бездействие, при всем сходстве с предыдущим способом, существенно отличается от него. Полное отсутствие действий от участника конфликта, является удобным видом действия в существующей неопределенности. Отсутствие действий не дает второй стороне возможности определить вариант, по которому события будут развиваться в будущем.

Предсказать последствия использования данного метода невозможно, поэтому можно ожидать как благоприятный, так и неблагоприятный итог.

Уступка

Уступка и приспособление выражается в снижении требований работодателя к коллективу трудящихся. Применение таких элементов осуществляется в том случае, если со стороны администрации компании происходит признание собственной неправоты. Принятие такой позиции администрацией не должно становится поводом причинения ущерба компании.

Сглаживание

Выражается в выделении тех интересов, которые являются для сторон общими, при условии преуменьшения существующих разногласий. В данной ситуации просматривается использование элементов коллективизма.

Выполнение скрытых действий

Данный метод подразумевает под собой создание условий скрытого влияния на конфликтующие стороны. В результате, противоречие между ними не может иметь открытый характер.

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!