Эффективность обучения персонала

Многие руководители не имеют понятия об истинных талантах их сотрудников, считая, что текущий уровень их знаний и навыков является максимальным. Однако, как показывает существующая практика, в определенных ситуациях практически любой работник может показать огромный потенциал, который необходимо развивать. Именно с этой целью и были разработаны всевозможные тренинги, направленные на развитие личностных и профессиональных качеств, а также иных умений.

На данный момент руководители огромного количества компаний предпочитают не жалеть денежных средств на разработку и проведение целой программы тренингов для сотрудников.

Сущность и понятие «тренинга»

Тренингом можно назвать комплекс определенных мероприятий, направленных на обмен знаниями и опытом в установленные временные сроки. Если рассматривать данное понятие в более широком спектре, тренинг также будет включать в себя:

  • практические тренировки – включают в себя изучение теоретических основ работы, а также отработку особых способов мышления, принятия решений и т.д.;
  • проведение групповых тренировок. Данный способ по праву можно назвать наиболее эффективным. Сотрудники обучаются слаженной работе, принятию общих решений, а также приобретают отличные коммуникационные навыки. Помимо этого, работа в команде позволяет взглянуть на сложившуюся ситуацию либо проблему абсолютно с разных ракурсов, замечая даже самые мельчайшие нюансы;
  • процедуры интерактивного обучения. Тренинг не только помогает научить сотрудников определенным навыкам, но и побудить в них самих желание к активной работе. Как правило, проявленная инициатива работника всячески поощряется – в таком случае он чувствует себя действительно важной частью процесса. Помимо этого, перед его глазами будут примеры работы его коллег. Благодаря такому окружению, он сможет сделать соответствующие выводы и выбрать себе наиболее подходящую тактику поведения.

Актуальность

Существующая статистика показывает, что одинаково проводимых тренингов не существует. Даже при наличии одной программы, сама процедура тренинга будет отличаться в зависимости от обучающих лиц и применяемых ими методов. Основная цель любого тренера всегда заключается в нахождении наиболее оптимальной схемы, которая сможет принести эффективные результаты. Помимо этого, тренер всегда должен уметь быстро изменить схему программы, и выбрать именно ту, которая идеально будет подходить для конкретной аудитории.

К главному по тренингам лицу предъявляются определенные требования, к которым относятся:

  1. Наличие у тренера отличного ораторского искусства, иначе он просто не сможет объяснить важные нюансы и основы обучения.
  2. Умение управлять текущим состоянием слушателей в эмоциональном плане.
  3. Наличие соответствующего опыта по проведению подобных мероприятий и обучающих процедур.
  4. Обладание абсолютно полными знаниями в той отрасли, в которой он осуществляет обучение.

Как правило, основные сложности новичков всегда заключаются в наличии лишь теоретических знаний, при отсутствии соответствующего опыта работы. Такое положение нередко приводит к появлению дополнительных сложностей. Например, если врач с недавно полученным высшим образованием приступит к работе без наставника – шансы на успех слишком незначительны. А все потому, что реальная работа существенно отличается от теоретической информации, которая была предоставлена ему в учебном заведении.

Как правило, существующая у новичка неуверенность ведет к появлению огромного количества проблем, которые могут довести и до скорого увольнения. В этом случае тренинги являются идеальным вариантом. Чаще всего они направлены именно на практическое обучение, а это значит, что они окажутся максимально полезными для новых, неопытных сотрудников.

По статистике особой актуальностью пользуются следующие направления тренингов:

  • непосредственно связанные с управлением персоналом, а также с иными схожими навыками и схемами;
  • связанные с эффективным распределением рабочего времени, которое помогает добиться максимально эффективных результатов;
  • основывающиеся на действующей технике эффективных продаж, а также навыках общения с клиентами.

История появления тренингов

Сам принцип обмена опытом появился очень давно. При этом более привычный нам облик тренингов он приобрел в 1912 году, когда Дейл Карнеги стал развивать данное направление, делясь собственным опытом по оттачиванию коммуникационных навыков. Уже в 1946 году тренинги приобрели массовое направление и стали эффективно применяться в самых различных профессиях.

В нашей стране подобный вид обучения появился совсем недавно. Сейчас он только набирает популярность у современных руководителей крупных компаний.

Виды тренингов

На данный момент можно составить список наиболее распространенных видов и направлений тренингов, которые чаще всего выбираются современными работодателями. К ним относятся:

  • тренинги, направленные на психологическую адаптацию сотрудников. Таким образом они могут научиться грамотно применять свои умения, быстро находить общий язык с коллегами, эффективно справляться со стрессами и т.д.;
  • тренинги, направленные на обучение грамотному распределению рабочего времени и приоритетных задач;
  • отдельные тренинги для отработки и развития существующих навыков общения, как с коллегами по работе – так и с клиентами организации. Такие занятия оказывают положительное влияние на умение слаженно работать в команде, считаться с позицией других сотрудников;
  • посвященные эффективным навыкам управления. Данный вид занятий, безусловно, можно назвать одним из самых важных. Именно здесь сотрудников обучат основам управленческого искусства, а также навыкам эффективных продаж.

Этапы обучающего процесса

Результат того или иного тренинга напрямую зависит от того, каким опытом и уровнем профессионализма обладало обучающее лицо.

Простейшая схема обучения при этом будет состоять из следующих обязательных этапов:

  1. Разработка подробной системы тренинга, предварительное обсуждение отдельных нюансов и важных обстоятельств.
  2. Составление подробного плана дальнейших работ с учетом конкретных потребностей руководства, а также особенностей трудовой деятельности в организации.
  3. Согласование ранее составленной схемы с руководством, ее утверждение и последующее внедрение в работу.

Основные требования, предъявляемые к тренеру

Важнейшую роль в эффективности тренинга играет именно выбор грамотного тренера, который сможет в полной мере передать собственные знания и опыт.

Желательно, чтобы тренер обладал абсолютно всеми из нижеперечисленных качеств:

  • отличные навыки ораторского искусства;
  • умение производить приятное впечатление о себе;
  • быстрое установление доброжелательной обстановке в группе обучаемых;
  • умение направлять дискуссию в правильное русло, уделяя особое внимание действительно важным моментам, а не второстепенным вещам;
  • установление добровольной мотивации для сотрудников, которая будет побуждать их выполнять свою работу максимально эффективно.

Во время проведения тренингов, как правило, используются следующие распространенные способы обучения:

  • создание определенной ситуации, которая может случиться во время осуществления профессиональной деятельности. Такой метод позволяет получить отличные навыки по разрешению регулярно возникающих проблем и неожиданных ситуаций;
  • организация активных дискуссий по определенной теме, своеобразный «мозговой штурм»;
  • ролевые игры с целью получения навыков общения, а также иных умений.

Основные плюсы и минусы тренингов

Несмотря на многочисленные и весьма явные плюсы тренингов, они обладают и некоторыми недостатками, о которых также следует упомянуть:

  • определенное стеснение некоторых участников – далеко не каждый человек может свободно чувствовать себя в окружении многочисленных коллег, при этом показывая свои умения либо разговаривая об имеющихся недостатках;
  • вероятность разглашения определенных конфиденциальных сведений, которые стали известны во время проведения тренингов. Данную проблему сейчас решают предварительным составлением и подписанием соответствующего соглашения;
  • некоторые просчеты и допущенные ошибки тренера во время процесса обучения. Иногда даже самые малейшие недочеты способы в корне изменить ход обучения, направив его в не совсем правильное русло.

Главные достоинства тренингов выражаются в следующем:

  • возможность получения очень полезных знаний, которые обязательно пригодятся в дальнейшей трудовой деятельности;
  • повышение самооценки, избавление от некоторых комплексов, например, от боязни публичных выступлений;
  • проработка собственных ошибок, коррекция действий для достижения максимального результата;
  • расширение кругозора и существующих знаний в определенной профессиональной сфере, а также в области психологии и общения.

Достоинств у тренингов безусловно больше, чем недостатков. К еще одному плюсу можно отнести и то, что каждый работодатель может составить программу, максимально подходящую для сотрудников по его мнению. В итоге он сможет получить отличные результаты в максимально короткие сроки.

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!