Дубликат больничного листа

Обязанность по выплате пособия во время действия больничного листа ложится на работодателя заболевшего гражданина. Организации, в свою очередь, данная сумма возвращается из фонда социального страхования.

Если сам больничный лист, по каким-либо причинам, пришел в негодность и его дальнейшее использование невозможно – действующие нормы предусматривают законное право на получение дубликата. Следует помнить о том, что при отсутствии действующего больничного листа гражданин не сможет получить компенсацию, более того, за частую или намеренную утрату государственного бланка предусмотрена и определенная административная ответственность.

Точка зрения законодательства

В соответствии с действующими нормами, пособие по болезни может быть выплачено только при наличии главного документа – листа нетрудоспособности. Выплата должна быть осуществлена в день выдачи заработной платы, который установлен в каждой отдельной организации.

Заполненный больничный лист можно представить в отдел бухгалтерии организации в течение полугода после выздоровления и выхода сотрудника на работу. Существующие нормы также предъявляют и достаточно жесткие требования в отношении оформления данного документа. В нем запрещается делать ошибки и исправления. В том случае, если какие-либо сведения в листе были написаны с ошибкой – этот факт является причиной для оформления дубликата и его последующей выдачи больному на руки.

Имеются ли какие-то отличия между оригиналом и дубликатом?

Как уже было сказано выше, инициатором выдачи дубликата может стать сам больной, обратившись в медицинское учреждение, которое ранее выдало оригинал. Дубликат предполагает заполнение на том же бланке, что и оригинал. Единственное отличие будет заключаться в проставлении специальной галочки на дубликате.

Подобных меток бывает три вида:

  • «первичный». Данная отметка ставится в том случае, если документ выдается в первый раз и представляет собой оригинал;
  • «дубликат» - при повторном изготовлении документа;
  • «продолжение больничного» - когда период нетрудоспособности продлевается.

Также некоторые отличия касаются и особенностей заполнения документа. В дубликате не описываются подробные сведения о количествах посещения врача. Здесь просто указывается период болезни в одной строке. Особое внимание также следует уделить и проставляемой дате. На дубликате должна быть указана текущая дата, а не прошлая, в которую выдавался оригинал. Иных отличий эти два документа не содержат.

Какая ответственность может быть установлена за потерю больничного листа?

Каждый гражданин не застрахован от возможной потери больничного листа либо его порчи. В таком случае медицинское учреждение, по его письменному запросу, будет обязано заполнить и выдать дубликат.

Следует помнить о том, что в отношении гражданина, потерявшего или испортившего больничный лист, не может быть установлено абсолютно никакой ответственности. Отрицательное влияние может оказать лишь та ситуация, при которой ранее болевший сотрудник не сдаст заполненный бланк больничного листа в бухгалтерию в установленные государством сроки. В таком случае он не только может потерять денежные средства за период отсутствия, но и получить куда более серьезные проблемы, связанные с тем, что теперь его отсутствие на работе в течение определенного периода времени будет признано беспричинным.

Следует также помнить и о том, что главным условием для получения дубликата бланка по причине порчи оригинала является обязательное предоставление этого оригинала назад в медицинское учреждение.

Будет ли нести ответственность организация?

Как только сотрудник выполнил свои обязательства по своевременной сдаче больничного листа работодателю, дальнейшую работу будет осуществлять организация. При этом с самого работника снимается вся ответственность в отношении обеспечения мер по сохранности документа. В таких случаях изготовление нового больничного листа может понадобиться только в исключительных обстоятельствах, например:

  • утеря документа вследствие неожиданных событий и форс-мажорных обстоятельств, включая различные стихийные бедствия или катастрофы;
  • утрата документа по причине проявления халатности и несерьезного отношения к нему;
  • совершение определенных ошибок в ходе заполнения документа. Всегда следует помнить о том, что не нужно даже пытаться пробовать исправить больничный лист – он все равно уже не будет принят фондом социального страхования.

Дальнейшая процедура изготовления и выдачи дубликата будет зависеть от конкретных причин утраты, а также от дополнительных обстоятельств произошедшего.

Случаи форс-мажора

В том случае, если утрата больничного листа стала результатом проявления определенных форс-мажорных обстоятельств, в организации должна быть создана специальная комиссия, которая займется выяснением причин происшествия. Помимо этого, члены комиссии будут ответственны и за составление подробной описи пострадавших или утерянных документов.

Работа комиссии должна сопровождаться составлением одного из следующих видов документов:

  • письменный акт, составленный службой пожарной безопасности, в том случае, если в организации произошло возгорание;
  • справка из МЧС – если имело место стихийное событие;
  • справка из МВД – если исчезновение и утеря документов была связана с их кражей.

После того, как работа комиссии будет полностью проведена, ее члены составляют и подписывают окончательный акт, на основании которого в будущем выдается дубликат.

Проявление халатности

Больничный лист относится к документам строгой отчетности, а это значит, что его хранение должно осуществляться в соответствии со всеми действующими правилами – в специальном сейфе, у ответственного лица.

Необоснованная пропажа больничного без видимых причин всегда будет признана серьезным нарушением внутренней дисциплины организации. Помимо этого, халатное отношение к такому документу не может быть признано основанием для выдачи дубликата. А это значит, что представитель медицинской организации имеет право дать официальный отказ в удовлетворении требований о повторном изготовлении документа.

В таком случае на виновное лицо может быть возложена ответственность, которая заключается в возмещение причиненных организации убытков. Чаще всего таким лицом является бухгалтер либо сотрудник отдела кадров.

Ошибки при заполнении

Совершение хотя бы одной ошибки или описки во время заполнения больничного листа сразу же влечет за собой автоматическое признание его недействительным.

В таком случае единственным выходом становится изготовление дубликата.

Особенности повторного получения документа

Дубликат может быть выдан только при наличии документальных на то оснований – письменного заявления от работника, а также его паспорта.  Выдача документа осуществляется исключительно лично – на руки заявителю.

Если потеря документа произошла по вине организации, ее представители не могут принуждать сотрудника к получению дубликата. Он не обязан посещать медицинское учреждение и писать заявление, если в этом не имеется его вины. В таком случае все проблемы должны быть решены самим работодателем.

При этом руководитель организации должен помнить, что сроки получения дубликата могут затянуться, а пособие сотруднику все равно должно быть выплачено вовремя. В таком случае работодатель обязательно должен произвести компенсирование, а уже после этого вернуть денежные средства после получения дубликата документа.

Больничный лист обладает высокой ценностью, так как именно он является главным и единственным основанием для последующего перечисления работнику денежных средств за период нетрудоспособности. Именно поэтому к его оформлению и последующему хранению работодатель должен относиться с максимальной ответственностью.

Несмотря на то, что всегда можно получить дубликат, иногда утеря больничного листа влечет за собой лишние проблемы для работодателя, особенно если это происходит по вине одного из его сотрудников, например, специалиста по кадрам. В таком случае работодатель будет иметь полное право наказать данного работника соответствующим образом за проявленную халатность.

 

Эта статья была вам полезна? Поделитесь с друзьями!